Вчера 0
Сегодня 0
Завтра 0
Развернуть Свернуть

«Некоторые ребята не тренировались по десять лет». Дмитрий Забирченко возрождает баскетбол в родной Дружковке

Экс-капитан национальной сборной провел сезон в третьей по силе лиге Украины
Дмитрий Забирченко / Фото - БК Дружковка

Для бывшего капитана сборной Украины Дмитрия Забирченко нынешний сезон дал по-настоящему новый опыт. Известный баскетболист, поигравший в таких клубах, как «Азовмаш», «Будивельник», «Донецк», «Киев» и «Кривбасс», с головой окунулся в идею возрождения профессионального баскетбола в Дружковке.

Взвалив на себя менеджерские функции, должность главного тренера и лидерские функции на площадке, Забирченко пытался справиться со всеми вызовами в реалиях третьего по силе дивизиона страны.

В дебютном сезоне «Дружковка», выступавшая в Первой лиге Украины, одержала 7 побед в 24 матчах первого этапа. Сходу пробиться в плей-офф команде Забирченко не удалось, но это тот самый случай, когда результат отходит на второй план – важно, что клубный баскетбол вернулся в Дружковку спустя 20 лет.

О всех перипетиях возрождения профессионального баскетбола в родном городе, предстоящих решающих матчах Суперлиги и об интригующем для украинских болельщиков драфте НБА-2018 Дмитрий Забирченко рассказал XSPORT.

Как появилась идея возродить профессиональный баскетбол в Дружковке?

- Мне позвонил мой первый тренер и сказал, что с ним связались из Федерации и предложили создать в Дружковке команду. Он попросил меня помочь – я согласился. Мы понимали, что будет тяжело, ведь в городе не было профессионального баскетбола 20 лет. Но люди в Дружковке всегда любили эту игру, так что уже на первые матчи собиралось по 200-250 человек и, как для Первой лиги, это хороший результат.

Сколько времени понадобилось, чтобы решиться на этот шаг?

- Да, в принципе, нисколько. Это мой город, моя родина, мой первый тренер… Они в меня вкладывали много, поэтому хотелось им вернуть ту любовь и преданность, которую они мне оказывали.

Если бы не переезд в Дружковку, как бы ты провел этот сезон?

- Были варианты поиграть в Высшей лиге, но опять же это не очень интересно в плане спортивной составляющей. Я мог бы помочь команде Высшей лиги, да и в Суперлиге мог бы приносить пользу, но в плане развития себя, как баскетболиста, это был бы шаг назад. Поэтому я решил, что лучше поехать в родной город и развивать баскетбол там.

Что препятствует привлечению инвестора?

- Сложно заинтересовать. Нужно, чтобы попался человек, который будет любить баскетбол – в нашей стране сейчас только так. Люди не зарабатывают на баскетболе, поэтому инвестору должно это нравиться. Единственный привлекательный вариант – это тренировать молодежь, растить, развивать, потом подписывать с ними контракты и продавать в другие клубы, окупая вложенные средства.

Конкретно для нашего региона сложность заключается в том, что там проходят военные действия и каждый инвестор бережет свою копейку. Если бы ситуация была другой, наверное, было бы больше людей готовых вкладывать деньги в спорт.

В чем были основные сложности на этапе становления команды?

- Во всем. Был зал, но не было табло, потом табло приехало, но не то, которое мы заказали, потом приехало нерабочее. И до нового года у нас не получалось организовать игры дома. Потом начали появляться люди, в частности ребята из «Новой Дружковки», которые стали помогать и предлагать медийную поддержку, за что я им благодарен. Было сложно делать все маленькой группой людей, которая у нас организовалась, а эти ребята помогли нам с продвижением в интернете, рекламой.

Задача стояла вернуть людей и заинтересованность города, но привлечь городские власти не удалось. А так, в целом, все получилось, и я не думал, что на игры будет ходить столько людей. Когда было дерби с Краматорском, в зале не было ни сидячих, ни стоячих мест. Но на тот момент у нас не было финансовой возможности закупить стулья, ведь мы и не рассчитывали, что столько людей будет ходить на игры.

В чем заключалась твоя менеджерская функция?

- Я был и игрок, и тренер, и менеджер. Я занимался арендой зала, подготовкой команды на выезд, покупкой воды и инвентаря, встречей и размещением судей и так далее. Это все ложилось на плечи мои и еще пары человек. Кажется, что это мелочи, но работы было очень много.

На каком этапе начал осваиваться в новой для себя роли?

- На самом деле, весь сезон было сложно, и даже не столько сложно, сколько интересно. Все новое, все непросто, но, в итоге, когда все получалось, была приятная усталость. Любой опыт, даже негативный, полезен и в будущем пригодится.

Каков бюджет команды, выступающей в Первой лиге?

- Есть много факторов. Можно играть своими игроками, можно привлекать баскетболистов со стороны… Бюджеты могут разниться от 200-300 тысяч  до 1 миллиона гривен за сезон. Немного добавить людей для результата, арендовать автобус, а не ездить на выезды машинами или поездами, добавить какие-то премии в размере 200-300 гривен за игру, и уже получается совсем другой бюджет.

В Дружковке предусматривались какие-то зарплаты для игроков?

- Нет, все было на добровольных началах. Я ребятам сразу сказал: «Денег не будет, для вас это будет, как хобби, но хобби организованное». Я, как смог, постарался поставить им тренировочный процесс и требовать от них чего-то на играх и тренировках. Мы договорились, что чего-то добиться и достичь нам удастся, если они будут серьезно относиться к делу. Во второй половине сезона многие ребята начали показывать хороший баскетбол. В первой части чемпионата было тяжело, долго втягивались, ведь многие наши игроки не тренировались по 10-12 лет. Ребята приходили на тренировки после работы, все это им давалось очень непросто, но тот объем работы, который нужно было сделать, они делали – было приятно на это смотреть.

Кто эти ребята, которые сформировали состав команды?

- Были игроки, которые занимались со мной, были ребята помладше. Было четыре человека 2002 года рождения, которым всего 15 лет и для них этот сезон стал шагом вперед и помощью в развитии. Играли все те, кто раньше занимались в Дружковке и остались там. Можно было бы попробовать вытащить ребят, которые уехали в другие города, но им, опять же, нужно было бы платить за дорогу и проживание, но наш бюджет этого не предусматривал.

Для тебя была какая-то финансовая заинтересованность в этом проекте?

- Это второстепенная история. Я пришел в Федерацию и сказал, что с удовольствием возьмусь, если мне, хотя бы, отобьют деньги на дорогу и питание. Это, по сути, и было моей зарплатой.

Удалось ли наладить работу с детскими командами? Я так понимаю, что там были определенные трудности.

- Да были некоторые трудности, которые имели больше эмоциональный фон. Были какие-то разногласия у тренеров, но я приехал и сказал, что у меня нет ни к кому претензий. Я дал понять, что хочу развивать баскетбол в городе и регионе и, вроде как, тренеры начинают находить общий язык. Надеюсь, что в следующем году будет все только улучшаться. Например, есть несколько человек 2003 г.р., которые уже в следующем сезоне могут усилить нашу команду, к тому же, опыт тренировок со старшими ребятами будет им полезен.

Как был организован тренировочный процесс?

- Я договорился со своим другом Артемом, с которым мы занимались у одного тренера, и он согласился помочь в этом нелегком тренерском деле. К тому же я от него давно слышал, что ему нравится тренировать, ну я и говорю: «Нравится? Давай, подключайся». 

В Дружковке всего один зал соответствующий нормам ФБУ, и этот зал также используется под теннис, волейбол, футзал и так далее – время «выбить» было тяжело. Сначала нам давали зал два раза в неделю, потом три дня, а затем нам пошли навстречу, и мы тренировались четыре раза в неделю.

Мотивом совмещения тренерской деятельности и игровой стало желание получить игровую практику или это все же больше вынужденная мера?

- Говорят, что зритель любит победителя и, если бы мы привезли в Дружковку баскетбол и проигрывали бы все матчи, болельщикам было бы неинтересно ходить и смотреть на такую команду. Для себя я поставил задачу добыть максимальное количество домашних побед. Мы выиграли 5 из 6 матчей в Дружковке, проиграв в овертайме «Днепру-3», который обыграл нас броском с сиреной. Но даже после той игры зрители были довольны и поддерживали нас. Мой интерес заключался в том, чтобы другим было интересно. Я не ставил перед собой задачу набирать по 40 очков и кому-то доказывать, что баскетболист Забирченко еще жив. Основной задачей было вернуть игрокам уверенность в себе и удовольствие от игры.

В следующем сезоне планируешь продолжать совмещать?

- Не знаю, как будут развиваться события. Если у нас получится организовать бюджет и привозить людей, которые будут показывать результат, то можно будет сконцентрироваться на тренерской и организационной деятельности. А, если продолжим играть дружковскими ребятами, то хотелось бы попасть в плей-офф, а для этого нужно будет играть.

По ощущениям, тебе хватало тренерского авторитета?

- Да, ребята слушают и пытаются сделать то, о чем их просишь. Хотя было у нас и пару человек, которые где-то в своем мире летают – не без этого, конечно. Но в целом игроки, особенно молодые, растут и это радует.

Какой метод тебе больше по душе – кнута или пряника?

- Больше кнута. Пряника надо чуть-чуть совсем иногда, чтобы они почувствовали, что он есть. Из-под палки всегда легче работать, и, если человека только хвалить, то, наверное, ничего не получится.

Кто твой любимый тренер?

- Мне нравятся оба Обрадовича, Джорджевич хорошо работал со сборной Сербии. Он давал ребятам играть, развязывал руки, но с ним работали баскетболисты, которые раньше играли с ним в «молодежке». 

Из тех, с кем я работал, могу выделить Митровича, Фрателло, Мурзина, Большакова, Черния, Завалина… Каждый тренер, с которым я тренировался, что-то мне давал. Мурзин дал мне желание играть в защите, он сказал: «Если ты не хочешь работать в защите, ты не будешь играть». Тот же Миглиниекс в «Донецке» дал почувствовать уверенность в себе. Я понимал, что не буду каким-то великим игроком, а он дал мне возможность раскрыться. Не могу сказать, что у меня есть любимый тренер – каждый мне дал многое.

В будущем настроен продолжать заниматься тренерской деятельностью?

- Мне нравится тренировать, и я многое знаю, многое взял от тренеров и мне есть, что передать игрокам. Я получаю от этого удовольствие, а как сложится дальше – посмотрим.

Что так и не удалось сделать по ходу игровой карьеры?

- У меня была возможность перебраться в хороший бельгийский клуб «Шарлеруа» в межсезонье, когда я переходил из «Будивельника» в «Азовмаш». Я сразу же дал добро на переход, но они выигрывали 3:2 в финальной серии, которую в итоге проиграли, после чего у них поменялся тренер и все переигралось. Они попросили подождать 20-30 дней, но времени у меня на это не было – «Азовмашу» надо было давать ответ быстрее. Я понимал, что мариупольцы играли в Еврокубке, Лиге ВТБ, плюс на тот момент чемпионат Украины был сильнее бельгийского. За рубеж хотелось поехать из-за нового менталитета - посмотреть, как люди играют и живут в Европе. Но в плане организации «Азовмаш» и «Донецк» - отличные клубы. Даже в БК «Киев», в котором мы играли украинским составом, организация была на хорошем уровне.

Сергей Лищук поднимает баскетбол в Ровно, ты - в Дружковке… Можно ли говорить о том, что это новая тенденция?

- Да, и это хорошо. Лищук – капитан сборной Украины, капитан «Валенсии», много лет отыграл в «Азовмаше». Он видел лучшие клубы, видел, как они строятся и, отталкиваясь от бюджета, пытается воплотить свои знания в Ровно. Я по своим возможностям пытаюсь максимально приблизить процесс в Дружковке к профессиональному уровню.

Хотелось бы, чтобы наш проект был долгосрочным, но многое зависит от того, получится ли у нас найти спонсора, который поможет нам построить процесс на перспективу.

Три главные проблемы украинского баскетбола, которые нужно и можно решить в ближайшие пять лет?

- Главная проблема – это инфраструктура и залы. Второе – это детские тренеры, с которых все начинается. Им нужно не зацикливаться на том, что они уже знают, а развиваться вместе с баскетболом. Ну и третье – это детские баскетбольные школы, которые сейчас уже начинают появляться и развиваться.

Без фундамента никуда – если мы не будем заниматься детским баскетболом, то не будет и взрослого. Хорошо, когда есть миллионы и можно приглашать звезд, но нужно думать о своем баскетболе, своих детях, своем городе и сборных. Каким бы годом мы не ездили на чемпионаты Европы, результата у молодежных сборных пока нет, а ведь все начинается с детей.

Забирченко побывал на матче финала УХЛ / Facebook

Ты ощутил в Дружковке интерес к хоккею? 

- В принципе, да – на последнюю игру финала тяжело было билетик достать. Видно, конечно, что организация там, как для Дружковки, просто космическая. Уровень игры, как по мне, слабоват, но я понял так, что стоит задача развивать молодых игроков и я считаю, что это правильно.

В какой-то момент в Украине остро стоял вопрос создания профсоюза игроков. Актуален ли он сейчас?

- Он всегда актуален, но для этого пока нет никакой правовой базы. Плюс сами игроки еще не понимают важности этого вопроса. Им проще надеяться на мецената, который им даст деньги, чем организовать профсоюз, который брал бы условный 1% от зарплаты игрока на работу этой структуры. Баскетболисты не готовы отдавать свои деньги, надеясь на то, что им помогут.

Как ты воспринял вылет «Будивельника» в первом раунде плей-офф?

- Да, это сенсация, но «Николаев» не так прост и мне больше было непонятно, почему «корабелы» так плохо провели концовку чемпионата, а не то, что случилось в этой серии. Нужно уметь играть под давлением, а у «Будивельника» что-то не получилось. В первой игре, скорее всего, был какой-то «недонастрой», ведь они хорошо сыграли последние матчи «регулярки» против «Химика» и БИПы во Дворце спорта и, возможно, как-то повлияла смена зала. В Николаеве киевляне, вроде бы, хорошо играли, но подвел процент трехочковых бросков, к тому же николаевские трибуны всегда были невероятными.

На кого ставишь в борьбе за чемпионство?

- Тяжело сказать… Если понятно, в какую игру будет играть Журавлев и «Днепр», то от «Химика» и Степановского будут сюрпризы – будет интересно посмотреть на эту тренерскую дуэль. В то же время, «Николаев» неудобный соперник для Черкасс: они неуступчивые, грызутся в защите, дерутся до последнего, бегут и могут попасть шальные броски. Для меня «Мавпы» на данном этапе фаворит всего чемпионата, «Днепр» - хорош, и «Химик», в котором многое зависит от игры легионеров, может преподнести сюрпризы. Но и «Николаев» я не буду списывать со счетов, потому что это команда с характером, команда мужиков. Черкассы будут фаворитами в своей паре, а во втором полуфинале отдам 60% на 40% в пользу «Днепра».

Кто самый перспективный молодой украинский баскетболист выступающий в Суперлиге?

- Может быть, это Кондраков: техники ему хватает, бросок хороший, передачу видит. Ему нужно добавить в защите и ментально окрепнуть, и тогда из него вырастет хороший игрок. Ваня Ткаченко из «Мавп», Саша Кобец, который пять лет играет уже в Суперлиге, а до сих пор все равно молодой. Может быть, Дима Скапинцев, если отойдет после травмы. Иногда кажется, что он просто бегает и выполняет отведенную ему роль, а спортивной злости и характера ему пока не хватает.

Когда в сборную Украины из «Днепра» был вызвал только один игрок - Александр Мишула – многие были недовольны игнорированием лидера чемпионата, а Дмитрий Глебов критически высказался в адрес главного тренера в Facebook. Как относишься к тому, что игроки высказываются через соцсети?

- Многие говорят, что это правильно, что люди начали высказываться, но, как по мне, это все-таки немного некорректно. Я не могу сказать правильно он поступил или неправильно – у него своя жизнь и своя голова на плечах, поэтому он поступал так, как считал на тот момент правильным. Но было пару моментов, в которых был перешагнут определенный барьер. Тот же Стас Тимофеенко в соцсетях и на сайтах вступает в перебранку с болельщиками, которые всегда будут давить. Сколько бы у тебя не было людей, которые тебя поддерживают, тех кто против тебя всегда будет столько же или еще больше. Ребята должны оставаться профессионалами, ведь такие вещи выводят из себя, а это может мешать им игре.

Тебе хейтеры мешали?

- В принципе, не мешали. Я видел, что меня больше не любили, чем любили, поэтому я зайду, почитаю, увижу, что пишут там все то же самое и выхожу. Я старался читать новости, смотреть статистику, а на комментарии внимания не обращал.

Последние победы сборной Украины связаны с приездом Джетера или это все же в первую очередь командная работа?

- Наш основной плюс в том, что мы играем почти сильнейшим составом. Латвия собралась на игру против нас совсем не оптимальным составом. Летом в Киев не приедет Порзингис, которого, конечно, хотелось увидеть вживую, но приедут братья Бертансы, Стрелниекс и другие игроки, которые точно понимают, как играть в баскетбол. Будет совсем другая игра и этот матч с латышами будет смотреть гораздо интереснее. Также интересно будет посмотреть летом на состав сборной Турции. Важно, что мы сейчас добываем победы, хотя домашнее поражение от турок – это очень плохо в долгосрочной перспективе.

Михайлюк и Забирченко (крайние справа) на ЧМ в Испании в 2014 году / Фото - Алексей Наумов

Какое будущее ждет Михайлюка в НБА, если он туда все-таки попадет?

- Главное попасть в первом раунде – все знают, что это гарантированный контракт в НБА. Не знаю всех тонкостей и нюансов, но игроком выбранным в первом раунде точно будут заниматься в структуре клуба. Если это второй раунд, то тут люди чаще уезжают в аренду в Европу, как Серега Гладырь в свое время. 

Игры Канзаса показали, что Свят отличный командный игрок, плюс тренер сделал на нем упор в защите – Михайлюк в решающих матчах всегда держал лидера, хотя раньше защитой не особо выделялся.

Не торопится ли Санон с выходом на драфт в этом году?

- Мне кажется, ему еще рановато. Иссуфу всего 18 лет, взрослого баскетбола он не видел, в NCAA не играл. Но Слава Медведенко пишет, что к парню есть реальный интерес. Если это так, то, пожалуйста, но мне все-таки кажется, что пока рановато. Время покажет. 

Филипп БУРЫЙ

Источник: XSPORT
Рейтинг:
(Голосов: 0)

Комментарии 0

Войти
Оставлять комментарии на сайте разрешается только при соблюдении правил.

Букмекер месяца