Голубой чемпион. Как конфликт с властями заставил Ferrari изменить традициям

«Американская» лошадка, вступившая в бой с Итальянской автомобильной ассоциацией
Джон Сертис на бело-голубой Ferrari / primotipo.com

Издавна повелось так, что автомобили-участники международных гран-при были окрашены в национальные цвета. Еще в начале 1900-х годов (если это действительно можно считать за правду) болиды четырех великих автомобильных держав по умолчанию получили свои боевые раскрасы. Так французы, ставшие главными инициаторами сей затеи, решили окрашивать свои болиды в синий цвет, который для каждого жителя страны с давних времен считается едва ли не священным. Немцы получили белые цвета, являющиеся основными для большинства немецких спортсменов и в наши дни. Британцам досталась зеленая палитра, так званый British Racing Green, ставший британским благодаря триумфу ирландца Селвина Эджа за рулем зеленого автомобиля Napier еще в начале 20-го века. Итальянцы же выбрали для себя цвета армии национального героя Джузеппе Гарибальди, чьи солдаты прославились красными рубашкам.

С юных лет Энцо Феррари, наблюдавший за многомильными гонками доформульного периода, был поражен этим ярко-красным, алым цветом автомобилей Fiat. Настолько, что когда он сам создал собственную команду, его автомобили были окрашены в точно такой же оттенок, существующий уже более 80 лет гоночной истории. Инженьере никогда не любил изменять традициям, что, возможно, в определенные периоды сыграло с его командой злую шутку, на несколько лет задержав технологический прорыв. И изменение цвета не было исключением для итальянца. Британцы, немцы, французы – все постепенно начали применять самые разнообразные цвета, но только не итальянская команда Scuderia Ferrari. Конечно, частные автомобили, купленные состоятельными любителями быстрой езды у Энцо, никто не запрещал разрисовывать так, как желал того владелец, но заводские болиды вздыбленного жеребца Феррари, казалось бы, навсегда останутся ярко-красными. Но один неприятный конфликт перевернул все с ног на голову, и весь негатив этой ситуации заиграл новыми красками на автомобиле, которому суждено было стать чемпионом.

primotipo.com

Успех британцев, как команд, так и гонщиков, в сезоне-1963 (Джим Кларк стал чемпионом в составе Lotus, Грэм Хилл занял второе место с BRM) позволил представителям Объединенного Королевства продолжить свою битву и в 64-м. Однако для «скудерии» сезон 63-го года оказался крайне неудачным. Четвертое место в кубке конструкторов и лишь одна победа на Гран-при Германии в исполнении Джона Сертиса… Конечно, было трудно конкурировать с невероятными зелеными автомобилями Lotus 25, BRM P57 и BRM P61, но проиграть битву еще и командам и Brabham – было просто непростительно для гордых итальянцев.

156-я Ferrari уже не оправдывала возложенных на этот автомобиль ожиданий, и с подачи Марио Форгьери в мире больших скоростей появился болид, которому суждено было прервать доминирование британцев в кольцевых автогонках Формула-1. 158-я Ferrari стала настоящим прорывом для команды из Маранелло. Возможно, именно в этот период кардинальный отход от традиций сыграл подопечным Энцо на руку, позволив им впервые за два года (в сезоне-1962 красные болиды Ferrari завершили чемпионат на шестой позиции) по-настоящему принять участие в чемпионской гонке!

Джим Кларк и его зеленый Lotus / yahoo.com

10 этапов сезона-1964 (а только шесть лучших результатов шли в подсчет чемпионских баллов) были весьма насыщенными на интереснейшую борьбу. По сути, в начале года битва за титул развернулась между Грэмом Хиллом и Джимом Кларком – представителями британских конюшен BRM и Lotus, которые одержали три победы на двоих в первых трех заездах сезона. В то время как Хилл и Кларк делили между собой верхние ступени таблицы лидеров, Джон Сертис, который лишь в 1964-м году получил полноценный шанс показать все, на что он способен, занял лишь второе место на Гран-при Нидерландов в Зандворте, не сумев увидеть клетчатый флаг в первой, третей и четвертой гонке сезона. Только на Гран-при Великобритании чемпиону MotoGP удалось вновь вернуться на подиум, заняв там третье место. К тому времени, а прошла уже ровно половина сезона, в активе Сертиса было лишь 10 баллов, на 16 меньше, нежели у Хилла и на 20 – Кларка. Но уже в Германии на треке «Нюрбургринг» Джон принес итальянцам первую победу, как сделал это и в прошлом году. Но тогда этот триумф так и остался единственным, повторения чего в Маранелло точно никто не хотел.

В следующих гонках все перевернулось с ног на голову. Кларк три раза подряд не сумел финишировать в очках, причем все три раза он не добрался до финиша, упустив свое лидерство уже после Гран-при Германии. Пальма первенства перешла в руки его друга Грэма Хилла из BRM, но и его неудачи в Австрии и Италии позволили Сертису за две гонки до финиша вплотную подобраться к лидерам, всего с четырьмя баллами отставания от Грэхема. К тому же, победа на домашнем этапе «скудерии» еще больше вселила веру в то, что триумф возможен. И не только для Сертиса, но и для всей команды, которая благодаря правилу шести лучших результатов захватила первое место в кубке производителей! Все должно было решиться в двух финальных гонках сезона, которые проходили в США и Мексике.

Хилл до последней гонки сезона считался фаворитом в борьбе за титул-1964 / pinterest.com

К тому времени Энцо Феррари уже полным ходом наладил выпуск автомобилей для других гоночных серий, а его интеграция в Северную Америку даже там сделала итальянские спорткары едва ли не легендарными. Команда North American Racing Team (NART), созданная главным импортером итальянских лошадок в США Луиджи Чинетти (итальянцем, эмигрировавшим в США, бывшим гонщиком и победителем марафона «24 Часа Ле-Мана»), уже несколько лет подряд покоряла мировые марафоны (такие, как «24 Часа Ле-Мана» и «24 Часа Дайтоны»). Тесное сотрудничество позволило Энцо Феррари чуть ли не ежедневно получать все новые и новые заказы на поставку автомобилей обеспеченным американцам. А его новый спорткар Ferrari 250 LM вовсе должен был совершить революцию в мире гонок на автомобилях с крытыми колесами. Но Итальянская автомобильная ассоциация (Automobile Club d'Italia) посчитала представленный в Париже автомобиль таковым, что не соответствовал к требованиям автомобилей данного класса.

Автомобили Ferrari уже несколько лет пользовались популярностью в США / primotipo.com

Это буквально взбесило Энцо Феррари. «Старик» был готов пойти на все, чтобы насолить подставившим его итальянским чиновникам, и его негатив своеобразным образом сделал негативной и команду Формулы-1. Так на последние две гонки сезона-1964 в Северной Америке болиды Ferrari впервые в истории отправились в нетрадиционных для себя цветах – в цветах американского флага. Такой ход, по мнению Энцо, должен был дать понять автомобильной ассоциации, что он не намерен выигрывать гонки для страны, которая препятствует в развитии его автомобилей. Голубые болиды (а голубой цвет – это тот же красный, но только в негативе) с белыми полосами под флагами коллектива NART должны были помочь формально отказавшемуся от участия в этих двух гонках Энцо Феррари все же сделать чемпионом Джона Сертиса и завоевать кубок конструкторов для «скудерии». Такой своеобразный протест, тем не менее, не помешал Сертису в последней гонке сезона все же стать чемпионом (отметим, что благодаря лишь неудаче Хилла и помощи напарника по команде Бандини, который сначала выбил Грэма, а позже пропустил стартовавшего с пятой позиции Сертиса на второе место, гарантировавшее ему титул). На бело-голубом болиде второе место теперь уже чемпиона Формулы-1 позволило команде Ferrari вновь отпраздновать победу в кубке конструкторов, первый и последний раз в истории на автомобиле не красного цвета.

Эмблема NART на болиде Ferrari / postimg.org

Еще несколько раз Ferrari приезжали в Северную Америку под именем NART, однако тогда уже их цвета не менялись, оставаясь привычными для зрителей того времени, и такими, которыми их знают современные фанаты вздыбленной лошадки. Стоит также отметить ,что еще в 1953 году очевидцы гоночных событий тех времен утверждали, что в благодарность за переход в «скудерию» британца Майка Хоторна, Энцо Феррари лично разрешил ему принять участие в Гран-при Аргентины то-ли на частично, то-ли на полностью зеленом автомобиле. Хотя официальных задокументированных подтверждений этому нет, все же есть основания верить, что однажды Ferrari 500 была не совсем красного цвета.

Бело-синий болид "скудерии" на трассе Уоткинс-Глен, 1964 год / primotipo.com

Напомним, что в этом сезоне команда Force India окрасила свои автомобили в розовые цвета спонсоров.

Ранее вы могли читать о противостоянии Михаэля и Ральфа Шумахеров , которые стали единственными в истории королевы автоспорта братьями, вместе поднявшимися на подиум.

Артем ШАПКОВ, XSPORT

Добавьте xsport.ua в избранные источники в Google News подписаться

новости: Автоспорт