«Решение о смене государства – вопрос патриотизма». Борис Пуховский говорит

Лидер украинского топ-клуба – о выступлении на чемпионате Европы и гандбольном буме в Польше
Борис Пуховский забросил 66 мячей в 10 матчах Лиги чемпионов за "Мотор" / ГК "Мотор"

Чемпионат Европы по гандболу, который закончился в Польше 31 августа, стал одним из центральных событий сезона – не только потому, что «по статусу положено», но и благодаря множеству как командних сенсаций, так и личный выступлений отдельных игроков.

Одним из героев Евро-2016 стал плеймейкер украинского «Мотора» белорус Борис Пуховский. Несмотрят на то, что Беларусь не вошла в топ-8 команд чемпионата и сыграла, соответственно, на два матча меньше, чем лучшая восьмерка, Пуховский остался шестым лучшим бомбардиром польского Евро, забросив 37 мячей в шести матчах.

Сейчас Борис вернулся в расположение клуба и готовится к противостоянию, который на сегодня можно назвать самым важным в клубном сезоне украинского гандбола – двухматчевый плей-офф Лиги чемпионов против испанской «Ла Риохи».

В преддверии игр и после возвращения из Польши Пуховский был гостем веб-конференции на XSPORT.ua. Пуховский рассказывал о польском Евро и сборной, о жизни в Запорожье и планах на следующий сезон, а также о своем взгляде на проблему переходов игроков в другие сборные. Ниже первая часть текстовой расшифровки веб-конференции одного из «моторов» запорожского «Мотора» – и, кстати, лидера по результативность команды в Лиге чемпионов (66 мячей в 10 матчах).

Борис, Вы только что вернулись после очень эмоционального и нелегкого физически чемпионата Европы. Насколько сейчас интенсивный график тренировок и соревнований?

Сейчас минимальная пауза, можно сказать. Ребята вернулись из сборных. Были две встречи с довольно легкой командой, и график можно назвать щадящим. Но в то же время, мы готовимся к довольно значимым играм против ZTR.

В какой функциональной готовности Вы находитесь после чемпионата Европы?

Скажу, что у меня уже имеется опыт выхода из таких кризисных ситуаций, которые складываются после чемпионата мира или Европы, это уже не в первый раз, и все прекрасно понимают, что нужно восстанавливаться. Здесь работа идет по плану, и сказать, что я нахожусь в более уставшем состоянии, чем мои коллеги, я не могу. Все ребята уже опытные, более-менее знают, как работать над собой, как проходит период восстановления.

Как Вы оцениваете сам чемпионат и, в частности, выступление сборной Беларуси?

Уровень этого чемпионата очень высокий. Даже ввели больше выходных, очень большая физическая и моральная нагрузка на спортсменов. Не выдерживают даже самые крепкие и получают травмы, те кто доходят до финала. В связи с этим сделали больше выходных, восстановительных дней, подключается серьезная медицина, для того, чтобы восстановление было быстрее. Так что, я могу сказать, что чемпионат Европы – это, наверное, самый сильный чемпионат по гандболу в мире. Встречаются сильней команды и показывают высокие результаты.

Что касается сборной Беларуси, я думаю, что мы преподнесли два больших сюрприза. Перед нами стояла задача выйти из группы, но все понимали, насколько проблематична на данный момент была наша сборная в плане подготовки, травм. В общем, проблем было много, но все ехали с желанием играть, побеждать, и, я думаю, это желание сказалось на выступлении. Мы были темной лошадкой, и это дало свои преимущества. Когда мы выходили против Исландии, Норвегии или Македонии, у них не было такого настроя как на грандов. Но это не умоляет заслуг ребят, которые боролись до конца, особенно молодые, которые, грубо говоря, водиночку выиграли у сборной Македонии - очень опытной команды. Хочу сказать, что наше выступлении можно назвать более чем удачным.

Возраст дает какие-то преимущества?

«Решают» физические качества – насколько ты способный спортсмен в 20 или 35 лет, какой ты атлет, и насколько твоя голова будет светлой а решения правильными в нужный момент. Вот это имеет значение, а паспорт - не сильно. Опытные игроки хорошо выступают и в начале и в конце турнира, показывают свой уровень.

О каком из проигранных матчей Вы могли бы сказать, что шанс на победу в этом матче все-таки был?

Был у нас один матч, против норвежцев, на той стадии, я думаю, в них еще не видели будущих финалистов. Если честно, мы думали, что основная битва у нас будет с ними, но тот матч еще раз говорит о непредсказуемости гандбола и важности подготовки. Они подошли к игре в очень хорошей форме, показывали просто неимоверный гандбол, но при всем при этом у нас был шанс. Мы неплохо играли первый тайм, но, опять же, длина скамейки нас немного подкосила. Не смогли все 50-60 минут играть на том уровне, на котором начали. Не люблю о говорить о судьях, но, вроде каки этот фактор тоже вмешался. Настолько все тонко, что даже одна ошибка может влиять на результат. На наш взгляд, в судействе были две явные ошибки. Но они не были такими, чтобы мы стали подавать апелляции или возмущались.

Обидно было именно этот матч проиграть, потому что, имея четыре очка в запасе, мы выходили с первого места из группы, а выигрыш у македонцев давал нам огромный шанс попасть в квалификацию на Олимпийские игры.

@EHF

Действительно ли в Польше есть гандбольный ажиотаж?

Польша, я считаю, провела чемпионат на очень высоком уровне. Болельщики приходили не столько посмотреть, сколько помочь своей команде. Не важно, это была первая игра в квалификации или за 6-7 место – приходило 17 тысяч человек, полный зал. Болельщики делали передышку, только чтобы посидеть. Команда шла на тайм-аут и они вместе с ней, команда проигрывает – они проигрывают вместе, команда выигрывает – они помогают ей выиграть еще.

На каждом матче как минимум половину трибун занимали поляки, а это уже 5-6 тысяч зрителей, для гандбола много людей. Вне арены, если узнают, что ты гандболист, сразу выражают поддержку своей команде, вне зависимости от того, интересуется человек спортом или нет. На улицах было много рекламы, атмосфера замечательная. Я очень рад, что наша федерация организовала приезд болельщиков в Катовице – первый город, где мы играли. Мне удалось свозить жену и показать эту атмосферу, она была очень довольна.

Как Вы думаете, в чем причина такой атмосферы?

Может быть тут играет свою роль правильная политика относительно развития гандбола. Федерация, наверное, много уделяет внимания молодым командам, чемпионатам 2-3 лиги. Из молодых ребят ведь и вырастают звезды, которые выигрывают медали. Еще хочу сказать, что сам гандбол – это такой провинциальный вид спорта, ведь практика показывает, что гандбольных команд нет в столицах или больших городах. Они вырастают и быстро гаснут, потому что большая конкуренция с другими видами спорта. А поляки издавна в каждой деревушке имеют свой зал, свою команду, имеют уже очень хорошую историю и чемпионат. Все это накладывается друг на друга, и в итоге вырастают звезды, которые завоевывают медали.

Украине и Беларуси есть чему поучиться у Польши?

Однозначно есть. Я бы хотел, чтобы больше людей у нас любили гандбол, популяризировался этот вид спорта. Со своей стороны мы делаем все возможное. Но опять же, для этого требуются огромные вливания, и гандбол – не тот вид спорта, который будет сам себя окупать. Там не те премиальные, которые получают футболисты или хоккеисты. С другой стороны, он и не такой затратный. Здесь главное желание государства.

Для того, чтобы спорт развивался, нам нужно как минимум 10 команд в Белорусии, 12 в Украине, 20 в России. Тогда мы сможем вернуть свои медали, или хотя бы не будем проигрывать с таким счетом, или проигрывать на последних минутах. Мы могли бы быть лидерами, потому что у нас очень хорошая школа гандбола, и мы знаем, что тридцать лет назад мы были лучшие в мире. Есть еще тренеры, которые работали в те времена. Учитывая все это, конечно жаль, что у нас все тухнет и бедствует.

Болельщики чемпионата Европы по гандболу-2016

Как играется против коллег по клубу (в сборной России играют двое гандболистов «Мотора» экс-украинец полусредний Сергей Шельменко и линейный Глеб Калараш)?

Против сборной России мы играли на товарищеских турнирах – между такими матчами и официальными большая разница. Когда мы выходим, естественно, проигрывать никто не хочет, но это не тот накал. Мы все друзья до и после матча. Работа есть работа – выиграть хочется всегда, а потом можем и вместе посмеяться над какими-то смешными моментами, или просто попить кофе. Никакой вражды, ненависти или любви во время игры нет.

Как Вы относитесь к ситуациям, когда спортсмены отказываются от участия в сборной или же переходят в состав сборной команды другой страны?

Вопрос интересный, и, однозначно, каждая история индивидуальна. Решение о смене государства и паспорта – это вопрос патриотизма. Я не сталкивался с этим сам, но думаю, что люди так поступают не от хорошей жизни. Где-то лучше условия, где-то больше возможностей, и человек идет на такой шаг. чтобы выиграть, допустим, Олимпиаду или чемпионат мира. Опять же, его обвинить в этом тяжело. Но всегда найдется горстка людей, которые подсыпят ложку дегтя. Я рад, что мне не приходилось принимать таких решений. Рад, что у нас открытые отношения с главой федерации и тренером, что мы находим общий язык и не задаемся вопросами о смене государства и паспорта. Не берусь судить тех людей, которые это делают.

Вам нравится в сборную приезжать?

Однозначно! Я встречаюсь с друзьями, у нас много общих тем, на которые мы можем побеседовать. И вообще разрядка очень полезна. В клубе идет большая нагрузка моральная и физическая, а приезжаешь в сборную – поменялась команда, новые разговоры, новые темы, ощущение новизны. Благодаря сборной жизнь бьет ключом, нет морального опустошения, которое мешает потом играть и быть собранным на важных играх. Так что, могу точно сказать, что приезжать в сборную я люблю.

Как можете оценить такое явление, как сборная Катара (в 2015 году Катар, составленный в основном из европейских натурализованных игроков, в большинстве – балканцев, сенсационно выиграл серебро домашнего чемпионата мира)?

Сразу скажу, что без хорошего тренера тут не обошлось. Если бы любому специалисту сказали: «Вот тебе любые финансовые возможности на любого игрока в мире – создай свою команду», это еще не значит, что ты сможешь выиграть Лигу чемпионов. И мы прекрасно это видим по таким командам, как «Веспрем», «Кельце». Просто купить всех лучших и сделать команду, однозначно, тяжело. А там тренеру поверили, он набрал себе игроков, которые в свою очередь поверили ему. Команда играла очень достойно, у них была задача дойти до финала, а там побороться и показать достойную игру. С задачей они справились хорошо – качественные покупки, переманивания игроков, они сказались. Явление это может никогда и не повториться больше, но медаль есть медаль, и ребята ее заработали. Если кто-то считает, что на это повлияли другие факторы, то есть европейская федерация, суд – через них и можно выяснить отношения.

А что, были предпосылки к обращению в суд?

Болельщикам же никто, как говорится, рот не закроет. Когда внутри чемпионата смотришь, как все судьи, мягко говоря, хорошо относятся к команде Катара – все понимают, откуда деньги идут. А потом, когда Катар выигрывает у кого-то один мяч, то возникают вопросы у команды соперника. Но я считаю, что медаль они заработали честно.

Сейчас люди едут в Катар играть в чемпионате. Как считаете, насколько это перспективная история?

Я думаю, все касается финансовой стороны. Повышать свою квалификацию люди туда не едут. Хотя я знаю много игроков, которые играют там, хороших игроков, которые приезжают и говорят: «Мы проиграли в полуфинале, потому что мы были слабее». Это говорит об уровне чемпионата, но все-таки, я уверен, что больше туда едут из-за финансовых возможностей, потому что здесь, в Европе, никто не может платить такие деньги.

Во второй части расшифровки веб-конференции Борис Пуховского читайте о том, перестал ли он бояться Запорожья, какое будущее у гандбольного чемпионата Украины и какой самый памятный момент для Борис момент за полгода, проведенные в «Моторе». 

Добавьте xsport.ua в избранные источники в Google News подписаться