Оркестр так и не сыграл гимн – он его не знал. Как Люксембург получил олимпийского чемпиона

Единственного в своей истории
Жози Бартель плачен на вершине пьедестала / Фото - twitter.com/spikesmag

Мы любим спорт, за то что никто не знает результат заранее.

Да, всегда есть свои фавориты и аутсайдеры. Зачастую первые побеждают, а вторые проигрывают. Но спорт дает шанс всем. Какими бы не были расклады, со стартовым свистком, гонгом или выстрелом участники становятся равны. Все зависит не от их предыдущих побед, материального положения или происхождения, а от них самих здесь и сейчас.

Если это не так, то как Люксембург мог получить олимпийского чемпиона? Казалось бы, страна с населением 250 тысяч жителей не имеет шансов в противостоянии с США, Германией и Великобританией. Но так только казалось. Имеет. В этом и есть вся прелесть спорта. В этом и есть вся прелесть истории Жози Бартеля.

Давайте немного отбросим лирику и перейдем к серьезным вещам. Жози Бартеля уже нет с нами – он умер в 1992 году. Но он все еще является единственным олимпийским чемпионом в истории своей крохотной, но гордой страны Великого Герцогства Люксембург.

Да, был еще Мишель Теато, который выиграл марафон в 1900 году. Но, к сожалению для Grand Duchе, в Париже он представлял Францию и, соответственно медаль принес другой стране.

Впрочем, это делает достижение Бартеля только более значимым. Ведь почетнее быть единственным, чем не одним из двух.

Ну а теперь давайте переходить к самому интересному.

Бартель родился в городке Мамер и с детства играл в футбол. Но, как вы понимаете, найти достойных партнеров для игры, исходя из местной демографии, было не так уж и просто. Так что Жози решил, что лучше полагаться на собственные силы. Так он перешел в легкую атлетику, где все зависело от него самого.

Его излюбленными дистанциями были 800 м и 1500 м. В 16 лет он уже обгонял рекордсменов Люксембурга. Да, кажется, что это достижение не из серьезных, но для начала попробуйте сами выиграть хотя бы чемпионат своего города (мне это так и не удалось).

После Второй мировой войны Бартель выходит на международный уровень. В 1947 году он выиграл 800 метров на чемпионате мира среди военных, а на следующий год вместе с 800-метровкой завоевал золото и на 1500 метрах. Вот только Олимпийские игры – это совершенно другой уровень.

В Лондоне-1948 Бартель не сумел выйти в финал на 800 м и стал девятым на 1500 м. Впрочем, парень из Люксембурга вполне может довольствоваться девизом «главное не победа, а участие». Может, но не хочет.

Олимпийские игры-1952. Хельсинки, Финляндия. Летающий люксембуржец отобрался  на соревнования с новым рекордом страны, но не был в числе фаворитов. Это и не странно.

Бартель выиграл и предварительный забег, и полуфинал, но никто не воспринимал его достойным конкурентом для немца Вернера Люга, который месяц назад установил новый мировой рекорд.

Именно Люг вышел в лидеры забега во время третьего круга. Несколько соперников предпринимали попытки его атаковать, но немец никому не уступал. Никто не ожидал, что после заключительного поворота американец Боб МакМиллен сделает мощный рывок. А вместе с ним ускорится и люксембуржец.

В итоге, в тот день и МакМиллен, и Бартель установили новый олимпийский рекорд. Они показали одинаковое время – 3:45,2 минуты. Но пускай цифры нас не смущают. Люксембуржец финишировал первым. Это видели все:

«За пять метров до финиша я понял, что победа моя. В глубине души я всегда мечтал об этом. Поэтому я поднял руки и позволил себе улыбнуться и сорвать финишную ленту».

Но история Бартеля больше известна не самой победой, а тем, что последовало после нее. Ни до Жози, ни после него, никому из Люксембурга не удавалось выиграть Олимпиаду. Он был темной лошадкой. На него не ставил никто. Соответственно, никто и предположить не мог, что золото уедет в страну, которую и на карте-то найти непросто.

Короче говоря, организаторы Игр с трудом, но все же нашли флаг Люксембурга. Но вот, когда на шею Бартелю уже повесили медаль, и должен был зазвучать гимн Великого Герцогства, то оркестр выдал просто торжественную мелодию.

Они никогда не репетировали гимн Люксембурга. Они его попросту не знали.

Весь мир облетело фото, где плачущий Бартель стоит на вершине пьедестала. Многие говорили, что ему было обидно на свою маленькую страну.

Но летающий люксембуржец рыдал еще сразу после финиша. Когда один из соперников спросил, что с ним, не получил ли он травму, то Бартель просто ответил:

«Нет. Я плачу от того, что победил».

На следующий год Бартель стал студентом Гарварда, но продолжал соревноваться до Олимпиады-1956 в Мельбурне. А после тех Игр завершил карьеру.

Впрочем, он остался верен спорту и 10 лет возглавлял Люксембургскую федерацию легкой атлетики, а затем еще четыре года – местный Олимпийский комитет.

Бартель умер в июле 1992 года, но еще успел увидеть прекрасное выступление горнолыжника Марка Жирарделли в феврале в Альбервиле. Этнический австриец принес Люксембургу две медали Олимпиады. Но обе были серебряными.

Бартель так и остался единственным чемпионом в истории своей крохотной, но гордой страны.

Сергей ЛУКЬЯНЕНКО

Добавьте xsport.ua в избранные источники в Google News подписаться