Олимпиада-2010 началась с ужаса – погиб грузинский саночник. В Пекине выступил его племянник

И посвятил эти Игры своему дяде
Саба Кумариташвили / Фото - Report.Ge

Зимние Олимпийские игры в Ванкувере-2010 справедливо считаются одними из лучших по уровню организации за всю историю. Они действительно были яркими и практически безупречными, но начались с жуткой трагедии.

За несколько часов до их открытия 21-летний грузинский саночник Нодар Кумариташвили во время тренировочного заезда вылетел с трассы и врезался в бетонную колонну. Его попытались спасти, оказали экстренную помощь и отправили в больницу, но через час спортсмен скончался.

Фото - AFP
Фото - AFP

Официальной причиной гибели спортсмена тогда, после проведения официального расследования, назвали то, что он «не справился с управлением». Хотя все признали, что к самой санно-бобслейной трассе в Ванкувере было много вопросов, и не случайно тогда организаторы экстренно перенесли место старта, а на злосчастном вираже полностью переделали лед.

Родные Нодара до сих пор считают, что на его месте тогда мог оказаться кто-угодно – несчастный случай в плохо спроектированном вираже был лишь делом времени.

«Сам вираж сделали слишком коротким – на такой скорости сани просто не успевали из него выйти. А козырька там не поставили, чтобы хоть о него биться. Ошибку допускаешь – сани ударяются в козырек, а ты просто падаешь. С козырьком Нодар сломал бы руку или ногу. Без козырька вылетел в бетонную колонну», – рассказывал тогда отец Нодара.

Минута молчания работников трека в Ванкувере в память о Нодаре Кумариташвили / Фото - AP Photo
Минута молчания работников трека в Ванкувере в память о Нодаре Кумариташвили / Фото - AP Photo

Золото в санном спорте в индивидуальных заездах на той Олимпиаде взял немец Феликс Лох. В честь памяти он переплавил свою медаль на две, на второй выгравировал портрет Кумариташвили и подарил его семье погибшего саночника, отправившись в Грузию на поминки.

Это все происходило на глазах 9-летнего Сабы – двоюродного племянника погибшего Нодара, – который решил тоже пойти по его стопам и посвятить свою жизнь санному спорту, чтобы когда-то выступить на Олимпиаде. Тогда все признали, что это жест значил очень много не только для семьи Кумариташвили, а для развития санного спорта во всем мире, которое после жуткого инцидента могло оказаться под угрозой.

«Он всех нас спас. Если бы он не погиб, то это был бы кто-то из нас», – сказал тогда на поминках Феликс Лох о гибели Кумариташвили.

Феликс Лох после победы на Играх в Ванкувере / Фото - Report.Ge
Феликс Лох в Ванкувере / Фото - Report.Ge

Тем более, что в семье Кумариташвили сложилась уже целая династия саночников. Прадед Сабы Алеко Кумариташвили в свое время заложил в своем селении первую санную трассу и, по сути, стал основателем этого вида спорта в Грузии. Это было в 70-х годах, и именно с того времени и начинается история грузинских саночников. Его сын и дедушка Сабы, Феликс, пошел по тренерскому пути, а затем стал первым президентом грузинской федерации санного спорта. Отец Нодара, Давид, становился многократным чемпионом СССР, а его двоюродный брат, папа Сабы, Владимир, работает тренером.

Сейчас Сабе 21 год, и Олимпиада в Пекине стала для него первой в жизни. Именно в таком возрасте на Игры в Ванкувер приехал и Нодар. И на этих Играх тоже выступил уже в качестве ветерана тот самый Феликс Лох, которого когда-то еще ребенком видел Саба, что и сподвигло его не отказываться от продолжения саночной династии.

«Я смотрю на его историю как на то, что представляет собой Олимпиада. Это то, в чем заключается жизнь. Это то, о чем говорится в каждой мотивационной истории. Это настойчивость. Забыть о прошлом, страхах прошлого, трагедиях прошлого и смотреть вперед, не жить в страхе и не позволять чему-либо замедлять вас».

Это слова Сабы, с которыми он приехал на Игры. И одновременно это его мотивация. Выступить и за себя, и за Нодара, но, в то же время, отпустить эту историю и не зацикливаться на ней.

В первом тренировочном заезде в Пекине Саба стартовал через одного после Лоха и показал 17-й результат с почти 4-секундным отставанием от лидера – австрийца Вольфганга Киндля. Шансов на выход в финальный заезд было изначально немного, но самое главное, что Саба показал то, что в его стране продолжаются традиции санного спорта, а весь мир благодаря ему вновь вспомнил про Нодара Кумариташвили.

Всего в индивидуальных заездах саночников в Пекине выступили 34 спортсмена. В финал выходили лучшие 20 по итогам трех заездов, и Саба Кумариташвили в это число не попал. В первой попытке он показал 30-й результат, во второй и третьей – 31-й.

Однако вряд ли у самого Сабы было разочарований после такого результата. Он уже победил, он сделал то, на что многие другие и не решились бы. После завершения выступления в Пекине на своей странице в Instagram он опубликовал свое детское фото с дядей Нодаром, прокомментировав его тремя точками. Так он показал, кому посвятил не только свое выступление в Пекине, но и все предыдущие 12 лет.

Такое отношение не может вызывать ничего иного, кроме уважения и восхищения.

Добавьте xsport.ua в избранные источники в Google News подписаться