Лидия Виноградная: «Нужно быть придирчивой к своим гимнасткам, чтобы другие судьи не имели возможности им что-то не засчитать»

Эксклюзивное интервью судьи сборной Украины по художественной гимнастике для XSPORT.ua
Лидия Виноградная с коллегами-судьями / фото - Facebook

Судья сборной Украины по художественной гимнастике Лидия Виноградная в интервью XSPORT.ua рассказала о приходе в судейство, специфике своей деятельности, работе на соревнованиях и гордости, которую она испытывает после завоевания украинскими спортсменками медалей высшего сорта.

Лидия, вы давно занимаетесь судейством? Как вы у него пришли?

Вообще я стала судьей международной категории в 2005 году. Отсудила за это время много чемпионатов мира, Универсиад и других соревнований. Потому опыт у меня немалый, я увидела все, что могла увидеть. Когда Анна Бессонова стала чемпионкой мира в 2007 году, это был самый счастливый момент в моей спортивной жизни. Еще один такой момент это когда Аня Ризадинова стала чемпионкой мира в Киеве, а позже завоевала бронзу на Олимпиаде в Рио. Ко всем этим событиям я рада быть причастной.

Очень надеюсь, что нынешнее поколение наших гимнасток будет иметь такие достижения, которые все запомнят и будут передавать эти воспоминания из поколения в поколение.

Как я стала судьей? В 2004 году в Киеве проходил чемпионат Европы, и накануне его я пришла к Ирине Ивановне Дерюгиной и сказала, что хочу быть судьей. И фактически уже в 2005 году я стала судьей, мне тогда было всего 17 лет. И вот я уже 18 лет сужу соревнования. Я очень благодарна Ирине Ивановне, что дала тогда мне шанс, я стараюсь оправдывать его, хотя уже много лет не работаю в штате сборной команды или Федерации, нет никаких регалий, зарплаты или финансовой награды. Я делаю это для страны и для детей, поэтому часто у меня может мысль не совпадать с главным тренером, и я не промолчу, а всегда скажу, как есть.

Что труднее всего в вашей работе?

Труднее всего это смотреть одинаковыми глазами на всех спортсменок, несмотря на личные предпочтения или национальность. Если вы читали книгу Анны Ризадиновой о ее спортивном пути, то в ней она как раз вспоминает, как после соревнований я всегда отдавала ей карточки, по которым мы судили. Они были все в красном маркере, я максимально придирчиво ей вычеркивала элементы. И когда в 2016 году она уехала на Олимпиаду, то перед Играми у нее уже была идеальная судейская карточка, там не к чему было придраться.

Нужно быть очень придирчивой к своим гимнасткам, чтобы другие судьи не имели никакой возможности им что-то не отнести. Ведь если ты оставишь судье из другой страны на соревнованиях какую-нибудь возможность не засчитать, то она ею обязательно воспользуется. Подарки тебе никто не будет делать.

Сейчас накануне лицензионного чемпионата мира мы работаем в том числе над тем, чтобы у наших гимнасток не было каких-то элементов, которые им не засчитают просто из-за ерунды. Есть очень много деталей, сильно влияющих на оценку.

Также тяжело доносить отрицательную информацию. Тренеры и гимнастки работают годами, а тут приходит судья и говорит, что это неправильно, нужно изменить, причем немедленно. А они отрабатывали месяц определенный элемент, который нужно изменить, потому что его не засчитают.

Расскажите пожалуйста болельщикам о специфике судейства в художественной гимнастике. Как проходят соревнования для вас?

Когда мы приезжаем на соревнования, бывает, что живем с командой, а бывает, что и нет. Нам, конечно, больше нравится находиться вместе с соотечественниками (улыбается). Бывают некоторые соревнования, накануне старта которых у нас проходит онлайн-курс с техническим комитетом международной федерации, который вынес определенные решения по спорным ситуациям из прошлых турниров. Это делается для того, чтобы мы знали, как нам работать эти моменты, а также, чтобы мы могли сообщить нашей команде, на какие моменты обращать внимание. А бывает, что курс проводят не онлайн, а прямо на соревнованиях. Вообще, в этом олимпийском цикле процесс проходит более прозрачно: международная федерация создала специальную систему для обучения судей, куда постоянно излагают примеры и свою оценку. Таким образом, улучшается общий уровень судейства на соревнованиях.

Также на соревнованиях у нас каждый день проходит жеребьевка – мы определяем, какую позицию судим. Ведь есть сложность тела, сложность предмета, артистизм, исполнение, или можно хронометр судить или на линии работать. На чемпионате мира среди юниоров в Румынии я попала на хронометр в финале упражнений с мячом. Это впервые в моей жизни. Я никогда не судила линию. Надеюсь, что и не придется, ведь ты фактически 10 часов смотришь в монитор, глаза очень устают.

Конечно, от жеребьевки многое зависит. Международная федерация пытается нивелировать влияние судей на оценки своих гимнасток или конкурентов, но это не всегда удается.

Соревнования часто проходят весь день, для нас это уже обычный процесс, мы уже работаем как роботы (смеется). Гимнастка выходит, отработала, и ты ставишь оценку. На чемпионатах мира и Европы есть члены технических комитетов, которые могут заблокировать твою оценку, если их оценка на полбалла выше или ниже. Так было с нашими группировками на юниорском чемпионате мира, где им дважды в сложности тела конкурентами была заблокирована оценка и затем ее снизили. Если бы не эти блоки, наши девушки были бы с медалями. Но, значит, был повод, надо еще более придирчиво относиться.

На недавнем чемпионате Европы в Баку было много противоречивых решений по сборной Украины...

Скажу честно, после юниорского чемпионата мира в Румынии думаю, что взрослый чемпионат Европы в Баку прошел вполне нормально (улыбается). В Азербайджане, если оценка блокировалась или была разница, то технический комитет организаторов общался с судьями и решал, в чем была проблема. А на чемпионате мира это происходило безапелляционно и у судей на экране просто освещалось, что они должны изменить оценку. С тобой никто не разговаривает и не объясняет. Может, ты и прав, но тебя никто не слушает. Сейчас система такова, какова она, но надеюсь, что она будет изменена, ведь это показывает проблемы в правилах, если такая большая разница между оценками судей и технического комитета, или есть конфликт интересов.

Я думаю, что президенты технических комитетов, как Европейской гимнастики, так и Международной федерации гимнастики действительно пытаются сменить гимнастику и сделать оценку более прозрачной. Это вообще другой мир по сравнению с тем, в котором я начинала в 2005 году, но есть еще большой путь.

Что касается чемпионата Европы в Баку, то да, мы семь раз стали четвертыми, но в то же время Виктория Оноприенко стала чемпионкой Европы, наша команда стала второй в общем зачете, а сборная групповых упражнений была четвертой в многоборье, и в упражнениях с лентами. Да, групповички могли показать еще лучший результат, но мы плюс-минус понимаем, каким образом судьи дошли до тех оценок, которые они поставили. Также мы понимаем, что это был домашний чемпионат для Азербайджана, а к спортсменкам из стран-хозяев соревнований судьи всегда относятся по-другому. Все это понимают.

Однако мы должны становиться сильнее и оттачивать собственное мастерство. Для того чтобы занимать призовые места, мы должны быть на 2 или даже 3 головы выше соперниц.

Чем, по-вашему, гимнастки сборной Украины отличаются от спортсменок из других стран?

Во-первых, это хорошие линии. Наши гимнастки высокие, утонченные, они красиво прыгают. Лучшие прыжки в мире обычно у наших гимнасток. Однако сейчас наши гимнастки очень отличаются друг от друга. Если мы возьмем, например, Викторию Оноприенко, Полину Карику, Кристину Пограничную и Полину Городничу – они друг от друга отличаются. Это хорошо, ведь у сборной есть конкуренция. Как говорит Ирина Ивановна: «в мире художественной гимнастики много фаст-фуда, а наши гимнастки – это мишленовский ресторан».

Конкуренция сейчас в гимнастике так выросла, что почти в каждой стране есть 2-3 классные гимнастки, которые конкурируют даже внутри своей сборной, и очень хорошо могут конкурировать на международном уровне. Наши гимнастки так же: благодаря внутренней конкуренции они растут и становятся лучше. Я помню времена, когда Германия вообще не выставляла никого в личных упражнениях, а сейчас у них есть чемпионка мира. Все растут в своем мастерстве, и это хорошо для всеобщего развития гимнастики как вида спорта.

Что для вас значит, когда на соревнованиях звучит гимн Украины и поднимается украинский флаг?

Если честно, от нас, судей, международные федерации всегда требуют быть нейтральными, и наблюдать за всем, будто у нас нет обычных человеческих чувств. Я никогда в жизни не видела таких нейтральных судей, и думаю, что никогда их не увижу. Мне удивительно, когда говорят о «нейтральности» - будь то о спортсменах или о судьях. 90% судей также являются действующими тренерами, они в первую очередь заинтересованы в результатах своих гимнасток. Также у нас у всех есть паспорт, и мы переживаем в первую очередь за спортсменов из своей страны.

Конечно, когда я вижу, как поднимается флаг Украины, слышу как звучит наш гимн – для меня это очень приятно. Я чувствую гордость за спортсменок, за весь путь, который они прошли, чтобы завоевать медаль для нашей Родины. Каждая награда, которую наши девушки завоевывают на международной арене, это их вклад на своем спортивном фронте в победу Украины в войне против россии. Наши героические воины защищают страну на поле боя, а наши девушки прославляют ее на международных аренах.

Добавьте xsport.ua в избранные источники в Google News подписаться