Юлия Калина: «Я – патриот своей страны и ни за какие деньги не покину Родину!»

Бронзовый призер Олимпиады-2012 в весе до 58 кг рассказала XSPORT о своем решении перейти в новую весовую категорию.
Юлия Калина сражается за медали в Израиле / REUTERS/Benoit Tessier

В весе до 58 кг Юлия Калина в 2009 году выиграла серебро чемпионата Европы и бронзу на «мире». В Лондоне в 2012 Юля достигла пока высшей точки своей карьеры, с результатом 235 кг (106 кг в рывке и 129 кг в толчке) заняла третье место. Тогда, в 23 года, пребывая на пике славы, она решила бросить спорт. Но спустя несколько месяцев вернулась в зал.

Сейчас Калина гордится, что в 25 лет имеет материальные блага, о которых мечтала, но в спортивном плане есть нереализованная мечта. Корреспондент XSPORT пообщалась с лидером украинской сборной по тяжелой атлетике о планах на предстоящий олимпийский цикл.

- Юля, на чемпионате Европы в Тель-Авиве ты будешь дебютировать в весовой категории до 63 кг. Почему решила сменить вес?

- Мне давно тренеры говорили, мол, давай, Юля, переходи. Рост позволяет выступать в категории до 63-х кг, но раньше не получалось набрать вес. В основном он держался на отметке 61 кг. Максимум – 62. И вот после чемпионата мира-2013 у меня обострилась давняя травма, начала сильно болеть спина, плечи, колени – это всё от сгонки веса. Приходилось по 3-4 кг гонять, чтобы выступать в категории до 58 кг. Я практически не ела и не пила по двое суток. И, конечно, тяжело было соревноваться из-за этого. Плохо выступила в Польше на чемпионате мира, заняла пятое место, и подумала - надо всё-таки взять себя в руки, набрать вес, килограмма 64, и переработать его.

После чемпионата мира долго восстанавливала спину, полмесяца не тренировалась, просто не могла ничего делать, даже ходить не могла. У меня так в жизни никогда спина не болела. И я решила, что лучше пусть будет больше вес, чем сгонять 4 кг. Вот сейчас нарос мышечный корсет, я переработала набранные килограммы, и стало легче. Так что, получается, в категорию до 63 кг я решила перейти из-за травм.

REUTERS/Jo Yong-Hak

- Ты уже изучила своих соперников в новой категории?

- Да, знаю, конечно. Есть две россиянки. Одна из них Тима Туриева, она чемпионка мира, вторая россиянка – рекордсменка мира в рывке. Также есть турчанка и белоруска Анастасия Новикова, мы с ней в весе 58 кг выступали. Это европейские соперницы, а на мировой арене – китаянка Ден Менжун и Майя Манеза из Казахстана (олимпийская чемпионка-2012 в категории до 63 кг), которая возвращается на помост.

Но, в первую очередь, надо соперничать с самой собой, перебороть свой страх. Первый соперник – это штанга. Мне всегда тренер так говорит: «Юля, работаешь на 6 подходов – место придет. Вот штанга твой соперник, иди и поднимай ее! Не смотри ни на кого, не обращай внимания, кто и что поднимает, главное – помост. И он покажет».

- После Олимпийских игр в Лондоне, где ты завоевала бронзу, ты не выступала около года. С чем была связана эта пауза?

- Зал, штанга мне так надоели, что у меня даже апатия появилась. После Олимпиады я полгода в зал я не заходила – ни пресс качать, ни спину, ничего не делала вообще. Мне хотелось просто побыть с семьей, побыть с парнем побольше – мы часто ездили отдыхать.

Я пропустила чемпионат Европы-2013, потому что просто не успевала восстановиться. А ехать туда после олимпийской бронзы за надцатым местом не хотелось. В мае 2013-го приступила к тренировкам. Было очень тяжело. Но у меня, как и у всех профессиональных спортсменов, есть азарт – хочется больше, больше. Я хочу золота и всё, и на этом я закончу (смеется).

- Золота чего?

- Олимпийских игр. У меня есть стремление. И я всегда говорю так – я готовлюсь не на чемпионат Европы и не на чемпионат мира, я готовлюсь на Олимпийские игры. Цыплят по осени считают.

На данный момент я достигла половины того, о чем мечтала. Сейчас хочу реализоваться в высшей категории и добиться олимпийского золота. Только золота!

- А к предстоящему чемпионату Европы насколько ты готова?

- Сейчас я вылечила спину. У меня 3 грыжи: две в поясничном отделе и одна в грудном. Я их еще в 17 лет обнаружила. И вот наборкой веса я вылечила свои травмы. На данный момент я вышла на 90% своей формы, еще не полностью восстановилась, но с травмами справилась.

firstline.com.ua

- Регулярно появляются новости о том, что другие страны перекупают наших спортсменов. Тебе поступали подобные предложения? И какое твое отношение к этому?

- Я – патриот своей страны. И ни за какие деньги я не покину свою родину! У меня тут родные, близкие, я выросла в Украине, я не смогу поменять страну. Конечно, предложения из других сборных поступали. Я ездила в Баку на турнир, и наша спортсменка, которая из Украины уехала туда, говорила мне: «Наш главный тренер сказал, что вот все в нашей сборной есть, вот только Юли Калины не хватает». А я им говорю – и не будет (смеется)!

- Кто из украинских тяжелоатлеток уже пополнил ряды сборной Азербайджана?

- Юлия Деркач, она выступала со мной в 58 кг, Татьяна Варламова в категории свыше 75 кг, и еще несколько девочек.

Когда Таня уезжала, говорила, что не видит в Украине перспективы, жаловалась, что маленькая зарплата, а в Азербайджане ей больше пообещали, а если выиграет медаль, то еще больше заплатят. Я считаю, что это выбор каждого. Возможно, на их решение повлияла и смена тренера. Мы привыкли к одному тренеру, у нас был Денис Готфрид, сейчас Юрий Кучинов.

- Нестабильная ситуация в стране повлекла за собой проблемы с финансированием в сборной?

- Да, есть немного. Пришла зарплата и там уже немного меньше, чем было. Я из Донецкой области, там областной стипендии уже 3 месяца нет. Руководство объясняет, что из-за нестабильной ситуации в Украине.

- В одном из своих интервью ты говорила, что, возможно, твоя дочь тоже станет штангисткой…

- Мирослава занималась немного джиу-джитсу, и ей сломали ключицу. Восстанавливалась полгода, месяц или два в гипсе ходила. Из-за травмы начала стремительно набирать вес, по 4 кг за месяц – это много для ребенка. Я предложила ей пойти вместе со мной в зал. Начали потихонечку так – спинку, пресс качать, и она вдруг говорит – я штангу буду подымать. И она, ребенок в 9 лет, сразу на первой тренировке 40 кг подняла! Я посмотрела – она с полуслова меня понимает в том, что касается техники. Складывалось впечатление, что Мира уже много лет тренируется. Сказал слово - таз ниже или рукой не хватай - и она сразу же понимает. Я подумала – будет толк. Но из-за сломанной ключицы у нее защемился позвонок, и она перестала тренироваться. Бабушка, мама моя, стала говорить, что это из-за штанги, что я виновата, что в зал ее повела. Бабушка не хочет, чтобы Мирослава занималась.

Потом дочка ходила на танцы, занималась детским фитнесом, но и там ей что-то не подошло, бросила. Наверное, пока хочет дома сидеть и мультики смотреть. Сейчас, к сожалению, дети все такие – компьютер, планшет и мультфильмы.

- У вас в семье 4 брата и 2 сестры, и ваш папа очень хотел, чтобы сыновья стали чемпионами, но из всех детей только ты добилась высоких результатов. Кто из родных поддерживает тебя в этом трудном виде спорта?

- Меня очень поддерживает самый старший брат Сергей. Ему уже 43 года, он еще во времена СССР был мастером спорта по тяжелой атлетике. Постоянно мне звонит, со своей семьей приезжает в гости.

Папа, конечно, гордится мною, но я его прошу ничего не рассказывать о моих планах. Он работает таксистом в Мариуполе и любит своим клиентам рассказывать обо мне. А я всё волнуюсь, чтоб никто не сглазил (смеется). Мы же, спортсмены, суеверные очень. Мама, конечно, мне очень помогает в воспитании дочери. Сейчас Мирослава уже четвертый класс заканчивает.

- Как потратила свои призовые, полученные за бронзу Лондона?

- Купила дом родителям. Себе купила машину, еще одну квартиру получила. Есть девочки, которые в 25 лет ничего не имеют, кроме родителей за спиной, а у меня есть 2 квартиры, машина. Хоть и в Мариуполе квартиры, но всё равно. Рада, что могу дочку сама обеспечить, я же не замужем.

Игорь Шимечко / REUTERS/Benoit Tessier

- А твой парень, штангист Игорь Шимечко, еще не предлагал оформить отношения?

- Предлагал. Планируем, что после завершения спортивной карьеры поженимся. И вообще я хочу пятерых детей, чтобы у меня дом был полон детей (смеется). Сейчас у нас замечательные отношения. Мы вместе уже около 5 лет. А почему еще не поженились? Наверное, из-за смены фамилии. Если я выйду замуж, то придется менять фамилию, но пока надо выступать под своей фамилией. Игорь очень мне помогает, я всегда с ним советуюсь. Уже даже не могу принять какое-то решение, не позвонив ему.

- Есть ли у тебя какая-то «фишка», которая помогает стиснуть зубы и терпеть на помосте?

- У меня есть одна проблема - я выбегаю на помост и начинаю суетиться, спешить. И тогда мой тренер, Наталья Скакун, олимпийская чемпионка 2004 года, говорит мне: «Юля, соберись! Постой на ноге». Дело в том, что у меня нога сильная, и если я постою на ней, значит, подниму вес. 

Напомним, что чемпионат Европы по тяжелой атлетике, который пройдет в Тель-Авиве, стартует 5 апреля.

Алена РОМАНОВА

Добавьте xsport.ua в избранные источники в Google News подписаться