Вчера 7
Сегодня 4
Завтра 2
Развернуть Свернуть

Юлия Джима: «Перед эстафетой на чемпионате мира почти три ночи не спала»

Вторая часть эксклюзивного интервью XSPORT.ua с лучшей украинской биатлонисткой прошедшего сезона
30 апреля 2021г. 19:51
Юлия Джима: «Перед эстафетой на чемпионате мира почти три ночи не спала»
Юлия Джима/ Фото - GettyImages

Последние три года украинская биатлониста Юлия Джима подготовку к сезону проводила отдельно от основной команды. Киевлянка работала под руководством словенского специалиста Уроша Велепца, который в свою очередь возглавлял мужскую сборную Словении.

Сезон 2020/2021 для олимпийской чемпионки Сочи-2014 получился весьма контрастным. На фоне стабильно высоких результатов на этапах Кубке мира, на чемпионате мира в Поклюке спортсменка выступила не лучшим образом. Тем не менее это не помешало ей по итогам сезона финишировать в общемк зачете выше других украинцев – на 17-й позиции.  

Во второй части эксклюзивного интервью для XSPORT.ua Юля расскажет о том, как пережила неудачу в личных гонках на чемпионате мира, затронет тему смены поколений в украинском биатлоне, проанализирует концовку сезона и выступление в Буковеле, а также поведает о том, задумывается ли о создании личного бренда:

Расскажи о прошедшем чемпионате мира в Поклюке. С какими эмоциями ты его вспоминаешь?

Как говорила Лена (Пидгрушная - прим. XSPORT.ua) в одном из интервью: «Давайте не будем, дайте мне забыть этот день» (смеется). Для меня это был нелегкий чемпионат мира. Вплоть до того, что я отказывалась от эстафеты, потому что после индивидуальной гонки было трудно осознавать, что одной гонкой я решила все не в свою пользу.

Когда к тебе подходят тренера и спортсмены из других команд, и с сочувствием говорят, что ты на сегодняшний день можешь бороться за медаль в любой гонке, но при этом ты даже в масс-старт не попадаешь, как так...Мне было до слез обидно.

Я почти три ночи не спала перед эстафетой, поэтому подошла к Юраю накануне гонки и говорю: «Если можете меня кем-то заменить – пожалуйста, замените. Я не добегу».

Урош сказал, что такого расстроенного спортсмена не видел чуть ли не всю свою тренерскую деятельность...

Да, я тогда вообще ни с кем не общалась, закрылась в комнате, и не хотела никого напрягать своим настроением. Урошу нужно отдать должное, он тогда меня очень поддержал, не дал упасть в депрессию, а помог взять себя в руки и все же найти силы для эстафеты.

И действительно, все проанализировав, я поняла, что на самом деле много сильных спортсменов остались без личных медалей: Симон, Херрман, Вирер, Бреза – у них также не сложились гонки. Обидно только, что у меня уже который чемпионат мира так (смеется).

Физически я готова выходить и бороться. А вот со стрельбой…не знаю, возможно, это психологический момент. В этом контексте сразу вспоминаю Кайсу Макаряйнен, у которой, наверное, такая же проблема была. Поэтому да, возможно, в некоторых моментах я не справляюсь..

Но тот же Урош говорил, что и проблемы со спиной давали о себе знать на стрельбе.

Да, со спиной у меня уже давно проблемы. А когда ты набираешь форму, боль усугубляется вдвойне. Были моменты, когда приходила на рубеж, и спазмировало всю поясницу, не могла нормально прогнуться. Я даже два раза дергала выстрел из-за спазма. Если на лежке еще можно как-то это контролировать, то на стойке очень тяжело...

Кто же все-таки переубедил тебя бежать эстафету?

Не знаю кто точно, все как-то не могли понять и принять моего решения. Спасибо Юраю, что он все-таки настоял на том, чтобы я бежала.

Хотя, в какой-то момент, мне кажется, он понимал, что существует определенный риск. Так что, выбора не оставалось, нужно было собраться, выйти на старт, и отработать по максимуму, ведь очень много людей на меня надеялись.

В итоге в эстафете сборная Украины завоевала бронзовые награды ЧМ/ Фото - IBU

Согласна ли ты с версией о том, что тебе, как и Диме Пидручному, лучше было бы ехать на чемпионат Европы, и набраться там психологической уверенности?

Этот вариант изначально вообще даже не рассматривался для меня. Я целенаправленно готовилась к Поклюке. Европа не дала бы мне лично того толчка, который был необходим. Я считаю, что у нас есть спортсмены, которые могут достойно бегать на ЧЕ. 

Думаю, что даже наоборот, я бы еще больше устала от такого насыщенного графика. После трёх гонок в Антхольце, сразу в Душники, затем в Поклюку, плюс перепады высот, переезды…

К тому же, с каждым годом становиться все тяжелее бежать всю программу сезона. В этом году я не рассчитывала, что буду стартовать почти во всех гонках. Даже пару раз ловила себя на мысли, мол, хорошо хоть в масс-старт не попала (улыбается).

Это как раз проблема смены поколения, которая сейчас существует в украинском биатлоне.

Да, есть такая проблема. Причин много, но, как по мне, глобальной нет. Там чуть-чуть не доработали, там чуть-чуть перебрали, где-то себя переоценили, где-то вовремя не отдохнули и тд. Вот оно и выливается, что приходит зима, а молодёжь не понимает куда попала. Кубок мира ведь детских ошибок не прощает, попав туда, нужно сразу взрослеть и включаться в этот ритм.

Видишь ли ты разницу между вашим поколением и нынешним?

Трудно сказать, потому что я уже три года не работаю вместе с командой. Мало пересекаюсь с девчонками во время летней подготовки. Хотя в том году я видела на сборе в Рамзау Катю Бех и Дашу Блашко. Вот они напомнили меня прошлых лет: заряженные, с заметной мотивацией, искрой в глазах, готовы работать на результат, который хотят достичь.

По остальным сложно судить, я только в Буковеле с некоторыми пересеклась. Не могу сказать об их отношении к спорту и биатлону. По результатам да, вижу разницу. Уже второй сезон встречаю много комментариев по поводу того, что я также начинала с семидесятых мест, и мне очень хочется сказать тем, кто это пишет: «Люди, пожалуйста, посмотрите статистику, не было у меня 70-х и 90-х мест» (смеется).

Я не спорю, что сейчас очень тяжело, потому что выросли скорости, вырос общий показатель точности в стрельбе, тяжело конкурировать с элитой, тяжело молодежи попасть на Кубок мира. Но в других командах она все-равно появляется, как не посмотришь в протоколы – одни U25 (смеется). Ладно, упустим норвежцев, но почему французы, австрийцы, шведы, итальянцы, чехи и другие спортсмены попадают на Кубок мира и могут конкурировать, а у нас все спихивают на возраст: «Да еще молодые, надо привыкнуть».

Я согласна, что молодёжи не хватает опыта на Кубке мира, но прежде чем попасть сюда – нужно пройти через Кубок IBU. Меня в свое время только после трех медалей на Кубке IBU, взяли на Кубок мира. Хотя подготовку к сезону я уже тогда проводила с основной командой. У нас же сейчас хотят, чтобы те спортсмены, которые не имеют медали на IBU, и даже в топ-20 не попадают, ехали на Кубок мира...

Понятно, что все мы амбициозные, но надо четко понимать, что если ты на Кубке IBU не можешь бороться за медаль, то на Кубок мира тебе пока рановато. Нужно значит набираться опыта, работать над собой и делать какие-то выводы. Это два совсем разных уровня, все по-разному.

В этом году еще не было зрителей, не было давления трибун, немного другая атмосфера. Но когда тут крики, шум болельщиков, это давление еще больше, и это еще один момент, который принципиально разный между Кубком мира и IBU.

Я надеюсь, что летом девчонки смогут подтянуться, потому что на самом деле было бы смешно, если бы не было так грустно... Мы же тоже уже не юные, тяжело бежать все гонки подряд. Иногда было бы неплохо пару гонок пропустить, разные ведь ситуации бывает, плюс нужны новые люди для мотивации.

Сборная Украины/ Фото - IBU

Как ты оцениваешь свою концовку сезона?

Наверное, после шока, который я пережила на чемпионате мира, мне было уже настолько все равно, что я все отпустила, и просто решила добегать сезон. И вот в Чехии все сошлось. На мире я настолько концентрировалась, что, наверное, это и помешало показать достойный результат. Кому-то это помогает – знаю многих спортсменов, которые сильно концентрируются, и у них все получается, но, видимо, это не про меня (смеется).

Очень ярким был последний масс-старт сезона.

Да, классная гонка была. Но меня тогда подвели лыжи, даже сервис сказал, что они где-то ошиблись. Обидно, потому что даже с этими промахами можно было спокойно бороться за Топ-6. Но когда ты в подъем держишься со всеми, а со спуска тебя накатывают по пять человек, то шансы значительно уменьшаются (смеется).

Стрельба тоже была интересная. Все, с кем я пришла на первую стойку – много намазали. Как только мы ушли – ветер немного стих, и другие девочки начали закрывать мишени. Тяжело было спрогнозировать порыв, я начала пережидать, думала, что он пройдет, но в какой-то момент меня уже начало трясти. Позже поняла, что надо было не ждать, а стрелять.

Правда потом, когда смотрела видео с последней стойкой Вирер, поняла, что не все так плохо у меня было (смеется). Но это рабочие моменты, мы спортсмены и тренера все понимаем, а вот зрителям иногда тяжело на такое смотреть.

У меня была ситуация «зависания» в Чехии, когда я пошла на штрафной круг в миксте. Пришла на рубеж, посмотрела, что ветер такой же, как на пристрелке, ведь по флажкам изменений не было, но его плотность – наверно, была сильнее, и из-за этого поправка смещалась.

Когда я начала стрелять – первый мах, второй мах, третий мах, и в голове промелькнула мысль: «Только не как Жаклен, только не как Жаклен» (смеется). Я смотрела ту эстафету, он не делал никакой поправки, стрелял просто в одну точку, и пять раз промазал. Поэтому я начала работать на смещение, искать положение, при котором клапан закроется. Только после того, как попала, поняла, какую поправку нужно делать.

Теперь уже, когда будут такие ветрюганища, наверное, в голове будут пробегать мысли: «Только не как Вирер, только не как Вирер» (смеется).

А что в голове у спортсмена, когда он так долго выцеливает выстрелы?

Ты абсолютно не чувствуешь время, ведь наступает гипоксия мозга – нехватка кислорода, которая на высоте и так присутствует, а во время гонки становиться еще сильнее. Ты пришел на рубеж и тебе кажется, что делаешь все правильно, а на самом деле это не так.

Все эти детские ошибки случаются не из-за того, что спортсмены глупые, а из-за гипоксии, когда ты никак не можешь повлиять на эти процессы.

В такие моменты очень сложно себя перебороть, у тебя заторможенная реакция, тебе кажется, что ты делаешь все быстро, а на самом деле очень медленно. После гонки, конечно же, тебе смешно, и ты осознаешь свои ошибки, но в тот момент кажется, что делаешь все правильно.

Многое зависит и от дней, когда запланирована гонка, ведь программу соревнований не подстроят под каждого атлета. У спортсменов ведь нет такого понятие, как «больничный», или, «я сегодня не выспался». Мы должны быть готовы на 100 процентов каждый день, но чисто физиологически человек не может так работать. Есть разные моменты, которые влияют на твое самочувствие – головная боль, магнитные бури, перелеты, ОРЗ, плохой сон в конце концов. У каждого из нас свой биоритм.

Почему одни спортсмены в один день показывают классный результат, а другие плохой, а потом наоборот? Потому что каждый организм воспринимает все по-разному, и по-другому реагирует на определенные перемены – изменения высоты, акклиматизацию, смену часовых поясов. Не будет у всех одна реакция на один и тот же процесс – у кого-то раньше, у кого-то позже, а кто-то вообще не заметит изменений.

Юлия Джима в Антхольце/ Фото - IBU

Припоминаешь свое падения от Эберг в масс-старте Антхольца?

Это было неожиданно. Ни одна девушка не знает, что у другой на уме, поэтому я всегда стараюсь держать расстояние во время гонки, потому что не могу просчитать следующий шаг человека.

Если у мальчиков как-то можно предугадать, что они сейчас будут делать, то у девочек – нет! Тренеры мне всегда говорят «подъедь, встань в спину», и это понятно, ведь сопротивление ветра будет меньше. Но я всегда со спуска всех отпускаю, потому что именно там бывает много падений.

А в тот раз еду и понимаю, что вся элита со мной, думаю, ну четвертый круг как-никак, нужно подтянуться. В общем решила сесть за Эберг, но не ждала, что она «раскинет» свои палки со спуска. Все спортсмены, когда спускаются в стойке, фиксируют палки, они не находятся в свободном плавании, поэтому я даже не могла представить, что такое возможно.

Вижу, Ханна берет по дальнему радиусу, я решила пойти с ближнего, чтобы после этого опять стать за ней. Начала накатывать, подумала, что здесь мы сейчас и разминемся, но нет, эти раскиданные палки начали сами по себе хаотично двигаться, и одна из них попала мне под лыжу. Этого я не ожидала, и ничего не могла сделать, ведь мы ехали на скорости. Пыталась как-то устоять, но не получилось.

Извинилась ли она после гонки?

Нет, она не извинилась. Хотя, честно говоря, в таких ситуациях всегда все подходят. У меня было очень много подобных неоднозначных ситуаций с другими биатлонистками, но мы всегда после финиша все решали обоюдно и дипломатично (смеется).

Для меня шведы вообще несколько отдельная нация в этом плане(смеется). Почему-то на трассе они всегда считают себя правыми, а всех остальных нет. Но я их не осуждаю за это (улыбается).

В целом этап в Антхольце выдался для тебя очень неплохим…

Да, его я боялась больше всего, потому что по статистике у меня там были самые плохие результаты. Сколько бегаю, Антхольц мне никогда не заходил. Не знаю почему так, либо трасса, либо высота не подходит. Наверное, все же трасса, потому что она больше равнинная, а я люблю подъемы. В общем от себя такого выступления в Антхольце точно не ожидала.

Тогда ты заставила немного понервничать во время эстафеты, когда использовала весь комплект дополнительных патронов. И вообще в этом сезоне у тебя были определенные трудности в эстафетах.

Сейчас, когда слышу фразу: «Джима – самая стабильная эстафетчица», говорю, чтобы лишний раз не обнадеживались (смеется). Не знаю, почему-то в этом году не все складывалось в эстафетах. За этот год на штрафных кругах я была больше, чем за предыдущие 10 лет. Для меня самой это немного странно и необъяснимо.

Несмотря на достаточно насыщенный сезон, в марте команда еще выступила на чемпионате Украины в Буковеле. Расскажи о своих впечатлениях.

Мне действительно было интересно приехать, посмотреть, как все утроено. В прошлом году, увы, не получилось попасть на чемпионат Украины, так как тогда заболела, и понятное дело, никуда не поехала. До этого я вообще ни разу не была на Буковеле, поэтому в этом году решила, что если все будет нормально, обязательно поеду.

Мне очень понравилось, где-то плюс минус так себе все и представляла. Если говорить о биатлонном стадионе, то есть нюансы, которые нужно доработать, а в целом трасса понравилась, есть где потрудиться.

Понравилось и то, что снег лежит достаточно долго, несмотря на плюсовую погоду. Ещё можно было кататься и кататься.

Юлия Джима в Буковеле/ Фото - Біатлон майбутнього

Сейчас всерьез стоит вопрос касательно вакцинации спортсменов перед Олимпийскими играми? Есть ли у тебя какое-то мнение по этому поводу?

Если честно, пока что полностью не изучила эту тему. Сейчас нужно отдохнуть, а потом будем думать и решать вопрос. Тут же еще загвоздка в так называемых паспортах. Непонятно, сможем ли мы передвигаться по Европе, и когда они будут введены. Вообще в этом вопросе пока что много неизвестного.

Последнее время много наших биатлонистов активно развивают свои странички в соц.сетях. Как ты относишься к такому виду деятельности, и не задумывалась ли о продвижении личного бренда?

Я заканчивала журналистику, поэтому поддерживаю любые инструменты касательно пиара и маркетинга. Сейчас на этом построен весь современный мир. Понятно, что в спорте имя тебе делает в первую очередь результат. Но спортсмену без спонсорства тяжело достичь больших высот.

В наше время это все взаимосвязано, хотя раньше, наверное, пропаганда спортсмена в соц.сетях была не столь важна. Сейчас же спортсмена больше узнают по Instagram или Facebook, чем по результату (смеется). Мы все больше и больше равняемся на иностранцев в этом вопросе. Почти все топовые атлеты в мире являются лицом каких-либо брендов или своих собственных, так как много из них тренируются только за счет спонсорских денег. И я думаю, что мы тоже постепенно двигаемся в этом направлении.

Профессиональный спорт сейчас очень дорогой, и для достижения результата нужно очень много вкладывать и труда, и финансов. По поводу своего бренда задумывалась и очень хотелось бы воплотить это в реальность.

Первую часть нашего эксклюзивного интервью вы можете прочитать здесь.

Напомним, уже в средине мая женская сборная Украины начнет подготовку к новому олимпийскому сезону. Первый сбор запланирован в селе Яворов, Львовской области.

Беседовал Максим Чеберяка, XSPORT.ua

Рейтинг:
(Голосов: 12)

Комментарии 0

Войти
Оставлять комментарии на сайте разрешается только при соблюдении правил.

Букмекер месяца