Вчера 0
Сегодня 0
Завтра 0
Развернуть Свернуть

КХЛ. Тренер, сделавший выводы

«Лев» стал первым в истории лиги иностранным клубом, дошедшим до финала Кубка Гагарина.
16 апреля 2014г. 09:00
Кари Ялонен / Sports.ru

По ходу завершившегося немногим более месяца назад регулярного чемпионата все отмечали силу пражского «Лева» - пожалуй, наиболее успешного (и чего уж греха таить – самого состоятельного) из всех коллективов, пополнивших ряды КХЛ уже после создания лиги в 2008 году. Но будем откровенны: в качестве потенциального финалиста розыгрыша Кубка Гагарина третью команду Запада наверняка никто не рассматривал, отдавая предпочтение московскому «Динамо», СКА или даже загребскому «Медвешчаку», зарекомендовавшему себя весьма и весьма неудобным соперником для любой российской команды. Впрочем, чехи удивили всех и каждого, ведь если на Востоке после сенсационного вылета «Ак Барса» в первом раунде и возникших уже по традиции вратарских проблем у «Барыса» в матчах на вылет итоговый успех магнитогорского «Металлурга» читался, то обидчик «Донбасса» стал, наверное, самым сенсационным участником финальной серии со времен ХК МВД Олега Знарка.

Скептики наверняка скажут, что «Леву» повезло с турнирной сеткой. Пока пражане неожиданно легко разбивали в пух и прах «Медвешчак», и наступали на горло песне «Донбасса», измученного кадровыми проблемами и измотанного тяжелейшей семиматчевой серией с рижским «Динамо», всю работу по устранению самых серьезных конкурентов за парней Кари Ялонена проделал «Локомотив», оставив за бортом решающих стадий турнира команды, получившие первый и второй номера посева. Совершив два последовательных эпических подвига, финал конференции не потянули уже «железнодорожники», выигравшие лишь одну встречу в противостоянии с соперником из Чехии. Да и то, скорее вопреки, нежели благодаря чему-то.

Но ни одна турнирная сетка сама по себе не способна вывести тот или иной коллектив в финал Кубка Гагарина – как ни хитри, помимо фактора везения и удачи для борьбы за наивысшие места и самые важные трофеи команда должна представлять из себя слаженный механизм, каждая деталь которого подогнана друг к другу если не идеально, то очень близко к этому состоянию. В первые полтора сезона своего существования «Лев» был мало похож на этот самый механизм, несмотря на приличный даже по меркам ведущих коллективов КХЛ подбор игроков и одну из наибольших в лиге зарплатных ведомостей. Во многом это было связано с ошибочными решениями менеджеров по назначению наставников: шутка ли, за два сезона пражане пережили две рокировки на тренерском мостике! Даже по меркам турнира, в котором специалистами, как отечественными, так и иностранными, принято разбрасываться направо-налево, это многовато.

Появление у руля вновь созданной команды, ставящей перед собой серьезные турнирные задачи, Йозефа Яндача, изначально воспринималось как недоразумение – стоило пройти куражу голкипера Томаша Пепперле, как поражения посыпались одно за другим, и молодой специалист, даже на чешском уровне ничего серьезного в качестве главного тренера не выигрывавший, был вынужден уступить свое место Вацлаву Сикоре, тоже весьма сомнительному персонажу, пусть и повидавшему многое на своем жизненном пути. Сказать, что результаты команды резко пошли вгору, нельзя: «Лев» даже с Якубом Ворачеком и другими гастролерами из НХЛ, приехавшими на время локаута, чередовал непростые победы с обидными поражениями, и, хоть и завоевал путевку в плей-офф, но даже куда более скромный братиславский «Слован» в турнирной таблице вперед пропустил. О какой-либо системе игры говорить и вовсе не приходилось, и этот тезис с легкостью подтвердил ЦСКА, «свипнув» пражан в первом раунде плей-офф.

РИА «Новости»

Выход в постсезон, очевидно, убедил руководство пражан в том, что Сикоре стоит предоставить возможность построить команду, что называется, под себя, но специалист доверия не оправдал. Совсем без работы его, правда, не оставили, но понизили до ассистента, пригласив в клуб небезызвестного финна Кари Ялонена, известного любителям КХЛ по двум не самым однозначным сезонам у руля нижегородского «Торпедо». И понеслась…

За время работы Ялонена на берегах Волги создалось впечатление, что финн так и не освоился до конца в реалиях восточноевропейского хоккея. Да, в первый сезон он выжал из каждого игрока «Торпедо» абсолютный максимум: команда выиграла свой дивизион, прошла первый раунд плей-офф и навязала упорную борьбу будущему обладателю Кубка Гагарина, московскому «Динамо» - до середины второго периода шестого матча противостояния никто не брался утверждать, что «бело-голубые» пройдут дерзкого и по-спортивному наглого соперника. Но достигался это результат ценой нечеловеческих усилий лидеров. Виталий Коваль, если был здоров, играл в воротах «автозаводцев» от звонка до звонка (в то время, пока кипер сборной Беларуси лечился, внезапно «выстрелил» известный до этого лишь в узких кругах Никита Беспалов, заслуживший звание одного из главных открытий сезона-2011/12), умирали на льду три пары обороны, а дополнительным заявочным лимитом, позволявшим внести в состав команды на игру двух молодых хоккеистов, Ялонен, как правило, не пользовался, обходясь абсолютным минимумом исполнителей.

Естественно, хватило этого лишь на год – за весну и лето 2012 года «Торпедо», хоть и сохранил лидеров, но ни на йоту не усилился, а второй кряду сезон через себя и на морально-волевых целый ряд хоккеистов, среди которых хватало и возрастных исполнителей, банально не потянул. Были, конечно, и светлые пятна вроде Юусо Хиетанена или Михаила Варнакова, но они являлись лишь исключениями из сложившейся в клубе ситуации, которая довольно быстро привела к отставке Ялонена, считавшегося одним из наиболее успешных специалистов у себя на родине, но в чужих краях и незнакомой обстановке оказавшегося «калифом на час». И до очередной рокировки в «Леве» о финне на некоторое время забыли.

Как выяснилось, зря. Он не терял времени даром, воспользовавшись вынужденным творческим отпуском для того, чтобы провести серьезную работу над собственными ошибками. В Праге об этом знали (или, по крайней мере, догадывались), предоставив Ялонену второй шанс. Дважды упрашивать специалиста не пришлось: в команде, не испытывающей никаких проблем, связанных с лимитом на легионеров, уже было немало его соотечественников, материал для плодотворной работы присутствовал, а Сикора в качестве ассистента наверняка помог своему новому шефу поскорее обжиться в коллективе и найти общий язык с хоккеистами. Результат не заставил себя ждать: «забег в мешках» на финише регулярного чемпионата он выиграл, финишировав с «Левом» третьим на Западе и опередив в упорной борьбе и «Донбасс», и рижское «Динамо», и «Медвешчак» с ЦСКА. Но самое главное было впереди – в розыгрыше Кубка Гагарина пражане совершили настоящий фурор.

Нынешний «Лев», ставший первым иностранным клубом, добравшимся до финала плей-офф КХЛ, совершенно не похож на «Торпедо» Ялонена двухлетней давности: выводы из не самого удачного опыта финн сделал правильные. Его подопечные не играют в энергозатратный хоккей, стараясь при первой же возможности сбить темп игры – и при наличии такой связки голкиперов, как Петри Веханен и Атте Энгрен (именно связки, ведь пусть роли во вратарской бригаде пражан четко распределены, более молодой финн уже неоднократно успел доказать свою готовность вытащить команду из болота в самый ответственный момент), это позволяет чехам чувствовать себя уверенными за сохранность собственных владений. В шестом и решающем матче противостояния второго раунда розыгрыша Кубка Гагарина «Донбасс» и вовсе был «засушен» - причем не Веханеном, а его номинальным дублером Энгреном! – да и у «Локомотива» с преодолением редутов «Лева» то и дело возникали проблемы. Любителям динамичного и остроатакующего хоккея такая модель игры вряд ли пришлась по вкусу, но победителей, как известно, не судят.

Тренерский штаб «Лева» - Вацлав Сикора, Кари Ялонен и Айван Занатта / КХЛ

Второй, и, пожалуй, наиболее важный момент – в нынешней команде Ялонена нет строгого разделения на лидеров и хоккеистов, в чьи обязанности входит несколько «мусорных» смен в первом периоде. «Лев» весь плей-офф уверенно играет в четыре полноценных звена нападения, что в совокупности с неплохой глубиной состава (а в этом месте стоит сделать реверанс в адрес менеджмента клуба, эту самую глубину состава обеспечившего и денег на нее не пожалевшего, перестав экспериментировать с подписаниями вроде Николая Жердева, и пригласившими именно тех исполнителей, которые были необходимы. Но ведь никого из состава пражан на самом-то деле звездой первой величины не назовешь!), дает тренерскому штабу пражан несколько отнюдь не лишних козырей. Конечно, от условных Джастина Асеведо или Давида Улльстрема болельщики и специалисты вправе требовать большего, нежели от хоккеистов четвертого сочетания, но тот же «Донбасс» на себе прочувствовал, насколько опасными могут быть весьма юные по хоккейным меркам Якуб Матаи и Лукаш Цингел. Этим парням (а ведь есть еще и Иржи Секач, форвард 1992 года рождения, имеющий «железное» место в одном из ударных звеньев) не так давно перевалило за 20. Для сравнения, самым молодым игроком основной обоймы «Торпедо» имени Ялонена был 23-летний Владимир Галузин, не получавший в матчах регулярного чемпионата и 10 минут игрового времени. Что называется, почувствуйте разницу.

Не перегруженные лишними минутами и сменами, хоккеисты «Лева», что логично, очень качественно действуют в неравных составах – будучи четвертыми по реализации большинства (серии с «Донбассом» и «Локомотивом», коллективами, делающими акцент на оборону, несколько подпортили эталонную статистику пражан в плей-офф, но не фундаментально), чехи убивают более 92% собственного штрафного времени. Их предстоящий соперник в финале плей-офф, магнитогорский «Металлург», ничем подобным похвастать не может, даже несмотря на наличие в составе Василия Кошечкина, проводящего на удивление ровный постсезон, и Сергея Мозякина, не расстрелявшего все патроны в регулярном чемпионате. Об этом, впрочем, мы поговорим накануне решающего противостояния. Всему, как говорится, свое время.

Если отойти от общих моментов, заметных не слишком вооруженным глазом, стоит отметить кардинальные перемены в стиле игры ряда хоккеистов «Лева» уже при Ялонене, что говорит об особом внимании специалиста к хоккейным мелочам и таланте не только тактика, проделывающего огромный объем работы с видео и досконально разбирающего каждого оппонента, но и мотиватора. К примеру, Микко Маэнпяя из «полузащитника» образца самого себя времен выступлений за хабаровский «Амур» превратился во вполне сбалансированного игрока обороны (финн не избавился от дурной привычки допускать глупые ошибки на ровном месте, но их число прилично сократилось), а Натан Ойстрик, напротив, в плей-офф предстал защитником-бомбардиром, уже поражавшим ворота соперников больше раз, нежели за весь регулярный чемпионат. И, наконец, наставник чешского коллектива нашел «своего» хоккеиста – им стал шведский бомбардир Мартин Тернберг, игравший роль первой скрипки и в «Торпедо» двухлетней давности.

За несколько дней до стартового вбрасывания первого матча финала Кубка Гагарина «Лев» хоккейная общественность продолжает недооценивать, отдавая преимущество в серии «Магнитке». Но с каждым следующим поединком пражан в плей-офф создавалось впечатление, что главный сюрприз всему миру Ялонен приберегает именно для «сталеваров». Каким он будет (и будет ли вообще), мы узнаем совсем скоро. И если уж впервые в истории КХЛ стать триумфатором сезона суждено стать нероссийскому тренеру, то почему им не может быть финский специалист, к которым в лиге всегда относились с особым трепетом?

Рейтинг:
(Голосов: 0)

Комментарии 0

Войти
Оставлять комментарии на сайте разрешается только при соблюдении правил.

Букмекер месяца