Вчера 3
Сегодня 5
Завтра 5
Развернуть Свернуть

Николай Зоц: «Возглавить сейчас женскую команду – это подставить себя под большой удар»

О прошлых заслугах, обидах и вызовах будущего - в большом интервью тренера женской сборной для XSPORT.ua
14 апреля 2023г. 18:30
Николай Зоц: «Возглавить сейчас женскую команду – это подставить себя под большой удар»
Николай Зоц - новый старший тренер женской сборной Украины / Фото - Біатлон майбутнього

58-летний украинский специалист Николай Зоц – одна из ключевых и ярких фигур в истории отечественного биатлона. Именно под его руководством мировую славу для украинского биатлона приносили Валентина Цербе-Несина, Руслан Лысенко, Нина Лемеш, Андрей Дериземля, Оксана Хвостенко, Ирина Петренко (Варвинец) и другие.

В сезоне 2014/2015 годов Зоц возглавлял женскую сборную Украины, а Валя Семеренко завоевала золото и бронзу чемпионата мира и стала третьей в общем зачете Кубка мира. Впрочем, несмотря на довольно успешные результаты команды, уже в следующем сезоне наставником сборной стал словенец Урош Велепец.

В свою очередь Зоц некоторое время после этого работал в сборной Молдовы, а в последние годы занимался ближайшим резервом украинских мужчин, а также юниорами. 12 апреля на специальной пресс-конференции президент ФБУ Иван Крулько объявил, что в следующем сезоне женскую сборную снова возглавит Николай Зоц. Его помощниками станут Олег Меркушин, Игорь Ященко, Алексей Петренко и сын Сергей Зоц, а в состав команды войдут 13 спортсменок.

О том, почему этим назначением Зоц подставляет себя под большой удар, историю о загадочном прошлогоднем увольнении, двухлетнем хейте болельщиков, сложных взаимоотношениях с Ириной Петренко, предложении для Елены Белосюк, а также о своем видении развития женской команды в ближайшие годы Николай Николаевич рассказал в интервью XSPORT.ua:

Николай Николаевич, через 8 лет после последнего раза вы снова возглавили женскую сборную. Насколько это предложение было вам неожиданным или наоборот предполагали, что это может произойти?

Честно говоря, нет, не ожидал. На самом деле у меня был вариант работать за границей, но учитывая мой возраст (58 лет – прим. XSPORT.ua), организовать во время войны выезд за границу достаточно проблематично. Если бы не эти препятствия, может быть, я бы уже работал в другой стране.

В Украине же я особо ничего не планировал, потому что понимал, что в мужской команде вертикаль строит главный тренер Юрай Санитра, и я в нее, откровенно говоря, не очень вписываюсь. Совершенно не хочу этим обидеть Юрая, это его право, и, будучи главным тренером, я бы так же подбирал тех людей, с которыми мне комфортно работать. Как по профессиональным, так и по человеческим качествам.

Что касается самого предложения возглавить женскую команду – я знал, что идут переговоры с Надеждой Беловой, поэтому особо ни на что не рассчитывал. К тому же прекрасно понимал, что в настоящее время возглавить женскую команду – это подставить себя под большой удар. Пожалуй, ни один иностранный тренер сейчас бы не согласился прийти на эту команду, какие бы ему деньги не предлагали. Ведь если взглянуть на список спортсменок, прошлые результаты и перспективы – вряд ли кто-то захочет рисковать своей репутацией.

Николай Зоц спустя 8 лет снова возглавит женскую команду

То есть вы прекрасно отдаете себе отчет, что сейчас это далеко не команда образца 2014/2015 годов, и вы подставляетесь под большой удар?

Конечно. Я помню тот момент, когда мы с Григорием Ивановичем (Шамраем – прим. XSPORT.ua) взяли команду после Олимпийских Игр в Сочи. Тот сезон пропускали Елена Пидгрушная и Вита Семеренко. Из титулованных остались только Валя Семеренко и Юлия Джима, а все остальные были молодежью.

И в тот год Валя на чемпионате мира взяла золото и бронзу, Ольга Абрамова была дважды в Топ-10, Юлия Журавок стала чемпионкой мира среди юниорок, Настя Меркушина получила ряд наград. И при этом всем нас после сезона уволили. По-видимому, после золота Олимпийских Игр этих результатов было недостаточно. В нынешних же реалиях даже попадание в Топ-30 – уже большая победа.

Тем не менее, вижу в этом для себя своеобразный вызов – попытаться создать что-нибудь новое. Во время заседания Президиума я сказал, что иду на этот пост на один год, после чего будем смотреть по результатам. Если у нас Джима способна еще завоевать награды, то нужно для нее создать все необходимые условия. То же касается Насти Меркушиной, Иры Петренко – потому что это наш костяк, наша опора.

Остальных девушек нужно проверить, посмотреть, кто как отреагирует на нагрузку, как поведет себя в той или иной ситуации. Постараемся лепить из них новых лидеров, новых звезд украинского биатлона.

Вы упомянули историю об уходе после достаточно успешного сезона 2014/2015 годов. Лично у вас осталась обида на Владимира Бринзака (тогдашнего президента ФБУ – прим. XSPORT.ua) или кого-то другого, и как вы пережили ту ситуацию?

Конечно, где-то обида была. Потому что результат действительно был достойный, мы работали тогда с Григорием Шамраем и Александром Кравченко на определенном послеолимпийском порыве. Хотя и не было Виты и Елены, но команда не развалилась, подключали молодежь. Уже тогда давали больше надежды Варвинец, Бондарь, Меркушина, Журавок.

Поэтому обида где-то есть, но не на кого конкретно. Потому что в той ситуации, будь я президентом федерации, возможно, поступил бы так же. Потому что у нас как принято – наши тренеры приводят команду в порядок, вырисовывается определенная перспектива – после чего приглашается иностранный тренер, чтобы двигаться дальше. Я это проходил с мужчинами в 2005 году, когда мы подготовили для высоких результатов Дериземлю, Деркача, Лысенко… Но это спорт, здесь подобные моменты случаются.

Руководство Федерации и тренерский штаб после золота Вали Семеренко на ЧМ-2015 в Контиолахти

Расскажите об истории, которая произошла в прошлом году, когда вы возглавляли мужскую команду Б, однако уволились с должности перед самым сезоном? Какие были причины такого решения?

Я никогда не говорю неправду или что-то скрываю. Действительно, во время межсезонной подготовки мы прекрасно понимали, в какое время живем, и что во время войны летом на заграничные сборы уехать вряд ли удастся. Но в тоже время я понимал перспективу ребят, того же Тищенко, Ткаленко – что они еще могут помочь национальной команде, но для этого им нужны лучшие условия подготовки. И хотя некоторые заявляли, что все равно они ничего не покажут, никуда не пробьются, хочу напомнить, что еще два года назад тоже самое говорили о Денисе Насыко. Даже смеялись надо мной, что я верил в него.

Впрочем, несмотря на всю ситуацию, в прошлом году у нас появились возможности организовать сборы за границей. Не за средства Министерства или Федерации, а, например, сбор в Отепяя нам предлагали организовать федерации Латвии, Литвы и Эстонии. Он включал бесплатное проживание и питание, только переезд за наш счет. Еще один высотный сбор предлагали организовать французы при поддержке Мартена Фуркада. При этом не только для мужской и женской команды Б, которых готовы были принять бесплатно, но и юниоров. Всего 30 спортсменов могли приехать тренироваться.

Это было лично предложение Фуркада?

Я точно не знаю, ведь этими вопросами занимался Андрей Дериземля. Но на него точно выходили французы и предлагали свою помощь. Нам нужно было покрыть только переезд. Однако нам не разрешили никуда уехать. Ни в Прибалтике, ни на высоту во Францию, ни в соседнюю Польшу. Уже осенью нам предстояло ехать в Обертиллиах, но нам тоже не дали провести этот сбор. Последней каплей стало, когда мы планировали ехать на первый снег в итальянской Ливиньо с 18 октября, а мне сказали, что поехать можно только со 2 ноября.

Что произошло дальше?

После этого я собрал команду и сказал дословно: «Я ничего не могу решить, мне стыдно смотреть вам в глаза. В этой ситуации своим уходом я сделаю для вас больше, чем дальнейшим присутствием». Вот такая ситуация сложилась с командой Б перед началом сезона.

Я не хотел давать напрасные надежды спортсменам, обещать им, что вот-вот и мы куда-то уедем. Мне не хотелось опускать глаза перед ними, потому что я ничего не смог для них организовать. Кто виноват в этой ситуации? Трудно сказать. Либо никто из ответственных лиц не хотел заниматься документами, разрешениями на выезд для команды, или это действительно было невозможно в то время. Хотя при этом основная команда спокойно тренировалась за границей.

В предыдущие годы Зоц работал с мужской командой Б

При этом у того же Артема Тищенко выдался едва ли не лучший сезон в карьере…

Да, потому что летом мы делали все возможное, что было в наших силах. Кроме Сянок организовали сбор в Заросляке, чтобы иметь хоть какую-то горную подготовку. Кроме того, в этой ситуации повезло, что первый этап Кубка IBU перенесли на неделю позже. Было немного больше времени для вкатки. Потому что ехать на вкатку 2 ноября, а 24 уже стартовать – это невозможно.

В предыдущие годы, на какой бы должности вы ни находились, вы всегда пытались помочь своим воспитанникам – той же Алле Гиленко, которая ныне представляет Молдову, Андрею Доценко, Сергею Теленю и тд. Как сейчас складывается их будущее, ведь не все из них попали в состав национальной команды или резерва?

Пока не знаю, какие дальше планы у Аллы Гиленко, будет ли она дальше бегать. Но если она изъявит такое желание, думаю, она могла бы готовиться с женской командой. Что касается ребят – здесь все сложнее, потому что сейчас женская команда большая и очень разношерстная. Здесь много работы с утра до ночи, поэтому этот вопрос полностью отпадает. Да, советами или просто словами поддержки, или что-то по тренировочному плану я подсказать, конечно, смогу, но тренироваться рядом с командой им будет невозможно.

Из опубликованного состава команды есть девушки, с которыми вы вообще никогда не работали. Есть ли опасения по этому поводу и кого бы могли выделить, кто сейчас является самой большой загадкой для вас?

Из тех, кого я больше всего не знаю, могу выделить Дарью Блашко, Любу Кипяченкову и Кристину Дмитренко. Вот с ними я никогда не работал, потому будем налаживать контакт уже в процессе.

В целом это вызов, как для них, так и для меня. Возможно, кто-то из девушек уже испуган, что придет некий диктатор (смеется). Но я думаю, что все будет хорошо. Я уже много лет в спорте, и пришел к выводу, что лучше сказать правду, занять жесткую позицию, на которую спортсмен может обидеться, но при этом не предать его. А можно быть всем хорошим, всех хвалить, а за спиной готовить предательство для этого спортсмена.

Поэтому я рассчитываю на девушек, на их поддержку. Думаю, пройдем через все: и слезы, и отчаяние, и радость. Но, надеюсь, что возможные мои ошибки они будут мне прощать, но то, что я их не предам – это я обещаю.

Зоц обещает никогда не предать своих спортсменов

Было ли у вас общение с Еленой Белосюк и хотели бы видеть ее у себя в команде?

Да, с Еленой мы общались достаточно много. Предлагал ей разные варианты, потому что знаю, что при качественной подготовке она еще может помочь команде. Но понимаю, что в ее возрасте постоянно тренироваться уже невозможно. Она может сделать ту же нагрузку, что и молодые девушки, но при этом ей потребуется два дня отдыха, а молодым достаточно суток.

Один из вариантов был, что она будет готовиться по своему плану, но в составе нашей команды. Она тоже вроде бы была согласна на такой вариант, ведь постоянно был бы контакт со мной, с другими девчонками. Но в итоге вмешались некоторые другие люди, которые не захотели, чтобы она была в основной команде. Это не моя инициатива.

Как вы отреагировали на ее решение готовиться отдельно от команды?

Я принял эту ситуацию, и сказал, что со своей стороны помогу ей всем, чем нужно. Но если Джима имеет определенный карт-бланш, как лидер команды, и все необходимые сборы ей будут организованы, то с Еленой ситуация немного другая. Надо реально смотреть на вещи. Если она решила готовиться с личным тренером при мужской команде Б, пожалуйста, приезжайте на контрольные старты, отбирайтесь и тогда вопросов не будет.

Но вы разочарованы таким решением спортсменки или восприняли его с пониманием?

Трудно сказать… С одной стороны у меня были мысли, чтобы она была неким «играющим тренером». Чтобы помогала девушкам советами, как в спортивном, так и в бытовом плане. Для меня это была бы огромная помощь, будь она неким мостом в команде. Особенно в первый сезон, когда мы будем притираться друг к другу. Но я увидел, что был выбран другой путь. Опять же, повторюсь, инициатива не моя.

Известно, что в последние годы у вас были достаточно сложные отношения с Ириной Петренко. Со спортсменкой, которую вы знаете с самого юного возраста. Удалось ли сейчас наладить с ней определенный диалог и как бы вы оценили ее перспективы возвращения?

С Ирой у нас не было сложных отношений. У нас с ней вообще не было никаких отношений в последние годы. Чья это заслуга? Пусть это будет на совести тех людей. Но для меня, как для тренера, был очень непростой период, когда два года меня травили на профильном сайте и в соцсетях, что нужно срочно отдать Варвинец в команду, потому что «с физруками» у нее ничего не получится и тд.

Наверное, такова наша ментальность. Даже недавний пример, когда на юниорском уровне Городна или Чалик были в призах и люди пишут: «Все, вот теперь нужно отдать их в нормальные руки, и дело пойдет лучше». Так тогда вышло и с Варвинец. Все кричали, что Зоц ее два года держит и не отдает. Ну, забрали в итоге, и что из этого вышло?

На фоне этого всего у нас случилась определенная взаимная обида. Но что было, то было. Сейчас у меня был разговор и с Ирой, и с ее мужем – Алексеем Петренко. Со своей стороны я готов перевернуть эту страницу и начать все с чистого листа. Без всяких личных обид..

Главное, это ее желание. Я знаю настоящий уровень Варвинец. В оптимальном состоянии эта спортсменка способна сражаться за Топ-10 в каждой гонке. И это сразу большая помощь команде, это совсем другая эстафета. Поэтому согласие тренироваться от Ирины я получил, но, скажу честно, пока что огня в глазах не увидел. Однако, может быть, для этого нужно время... Возможно, она сама себя психологически настроила, что со спортом уже конец. Я в свою очередь считаю, что если все правильно сделать, то это могут быть три классных года для нее. А уж тогда можно и красиво завершить.

Вот такое мое видение, и я хочу это донести. И это не ее вина, что я не увидел огня в ее глазах. Мне достаточно будет, чтобы она усердно работала, а я со своей стороны смог в процессе ее зажечь, скажем так. Чтобы, по крайней мере до конца лета, можно было увидеть ту Иру, которую я знал раньше.

Николай Зоц, Сергей Бубка, Ирина Варвинец и Владимир Брынзак во время награждения в НОК Украины в 2018 году

Но известно, что в последние сезоны у Ирины были постоянные проблемы со здоровьем. Могут ли они помешать ей вернуться к прежним кондициям?

Честно говоря, мне достаточно тяжело судить о глубине этих болезней. Но судя по тому, что я говорил с врачом команды Алексеем Писаренко, имеющиеся проблемы не должны помешать ей продолжать заниматься профессиональным спортом. Но здесь возникает другой вопрос, какой максимальный результат она может продемонстрировать, учитывая все эти проблемы. Вот это нам еще предстоит выяснить.

Но я верю, что все будет нормально. Мы говорили и с Иваном Ивановичем (Крулько – прим. XSPORT.ua), он пообещал максимально способствовать, чтобы за эти два месяца Ирина смогла привести себя в норму, подлечиться и начать полноценную подготовку к сезону.

Какой план на первые сборы и где они состоятся?

Что касается первого сбора – то с 18 мая у нас запланирован недельный восстановительный и ознакомительный сбор в Хусте, а 26 мая мы сразу переедем в Сянки, где проведем уже полноценный сбор. После этого в июне запланирован сбор в австрийском Рамзау.

Напомним, ранее своими мыслями касательно нового тренерского штаба поделилась Анастасия Меркушина. 


Максим Чеберяка, для XSPORT.ua

Рейтинг:
(Голосов: 8)

Комментарии 1

Войти
Оставлять комментарии на сайте разрешается только при соблюдении правил.
15 апреля 2023г. 14:07
хорошее и честное интервью. Хочу слегка упрекнуть Николая Николаевича, что он преувеличивает "в настоящее время возглавить женскую команду – это подставить себя под большой удар". То, что нет спортсменок уровня Вали 2015 - ну так такого уровня у многих стран нет, Валя была топ из топов. А те спортсменки, что есть - и Юля, и Настя, и Дарья потенциально уровня мировой 20-ки с забегами в 10-ку и выше. Ира получив нормального тренера наконец-то сможет вернуть свои кондиции. Есть ещё Саша, есть и за ней несколько молодых талантов. Так что никак не выжженная земля, есть и потенциал, и есть с кем работать. И никто не ожидает в наступающем сезоне феерий. Ожидаем, что команда цельно сформируется, и спортсменки смогут зарабатывать премиальные от ИБУ. Понятно, что нужны не год, а хотя бы пара лет для входа на новый уровень.

Букмекер месяца