Вчера 4
Сегодня 4
Завтра 0
Развернуть Свернуть

Треть игроков нынешнего КАН родилась за пределами Африки. Почему так и проблема ли это?

Поэтому на континенте даже внедрили новый турнир
07 февраля 12:38
Треть игроков нынешнего КАН родилась за пределами Африки. Почему так и проблема ли это?
Адемола Лукман / Фото - apnews.com

Около трети игроков, выступавших или продолжающих выступать на Кубке Африки, родились за пределами самой Африки.

К примеру, Адемола Лукман, главный герой Нигерии на стадии плей-офф, вырос в Англии. В свою очередь капитан Сенегала Калиду Кулибали – во Франции. Собственно, ее он и представлял на молодежном уровне. Идентична история и у Себастьяна Алле из Кот-д'Ивуара.

25 игроков Кабо-Верде родились в шести разных странах, 14 футболистов сборной Алжира выросли во Франции, у Камеруна таких 12.

В противовес, есть Намибия, Южно-Африканская Республика и Египет, у которых на этом КАН только игроки, родившиеся в этих странах.

Имеет ли это значение? Есть ли из-за этого конфликты внутри команд? Справедливо ли в африканских сборных делают большую ставку на игроков из-за границы, а не на футболистов своих чемпионатов?

Бывший капитан баскетбольной сборной Бенина доктор Жерар Акиндес сейчас профессор Северо-Западного университета в Катаре и Нью-Йоркского университета. Он освещает темы, влияющие на африканский спорт. И для него не проблема объяснить природу такой ситуации:

«Эти игроки — мигранты во втором поколении. После обретения независимости мигрировало не так много людей, но когда африканская экономика ухудшилась в 1980-х годах, этот процесс возрос. В то время миграция стала способом выживания».

Наиболее успешное выступление африканской сборной на чемпионате мира – это полуфинал Марокко в Катаре. На текущий КАН Валид Реграги вызвал 17 игроков, родившихся за границей:

«Перед чемпионатом мира у нас было много проблем с ребятами, родившимися в Европе, с ребятами, родившимися не в Марокко. Журналисты говорили: «Почему бы нам не играть с ребятами, родившимися в Марокко?

Но мы показали, что каждый марокканец является марокканцем. Когда он оказывается в сборной, то готов умереть за нее, он хочет сразиться. Я лично родился во Франции, но никто не может отвернуть мое сердце от моей страны.

Наши игроки родились в Германии, Италии, Испании, Франции, Нидерландах, Бельгии — в каждой стране есть футбольная культура, и мы создали смесь, которой я очень доволен. Мне все равно, потому что я борюсь за то, чтобы не было национальности, не было паспортов».

Такой микс футбольных культур не помог Марокко на турнире. Но есть успешный пример Нигерии. Она уже добралась до полуфинала. И в ее составе выделяется группа игроков, выросшая в Англии: Сэми Аджаи, Ола Айна, Адемола Лукман и Келвин Бэйси. Последний из них рассказал каково оно:

«Мы много времени проводим вместе. В команде нас называют Innit Boys, ведь мы часто говорим innit, сокращенное от isn't it.

Да, большинство из нас не жило в Нигерии, но наши родители в основном иммигранты в первом поколении. Поэтому мы преимущественно росли в африканских домах, где уважали наши традиции, готовили нашу еду.

Но глобально нет разницы это Innit Boys, или выросшие здесь ребята. Мы все одно целое. Нет ни одного человека, с которым ты не можешь спокойно поговорить. Мы все готовы вступиться друг за друга. И это помогает нам добиваться результатов».


Это позиция футболиста. А что думают местные жители? К примеру, журналисты? Айо Адамс освещает КАН для нигерийского издания SWA Sports и он тоже не видит проблемы:

«Вы можете родиться в другом месте и все равно испытывать желание играть за свою страну

Есть люди, которые отрицают это. Они считают, что если вы не родились и не выросли здесь, то не будете иметь такого же уровня преданности, внутреннего голода к победе, не будете испытывать такую же боль, если команда проиграет.

Но вряд ли в этом есть смысл. Лукман забил два мяча против Камеруна, еще один против Анголы. И он воспитывался не здесь. Так же, как Бэйси, Айна. Учитывая, как они играют, думаю, никто может возразить, что они действительно бьются за эмблему на груди и наши цвета».

Активное привлечение игроков из-за границы на самом деле понятно. Все потому, что внутренние чемпионаты в Африке трудно назвать конкурентоспособными.

По данным TeamForm, самая сильная лига континента в Марокко. Но всего в мире она занимает 84 место. Это ниже третьих дивизионов Франции и Англии. У доктора Жерара Акиндеса есть объяснение:

«Нехватка ресурсов и плохое управление. Академии – это частные структуры. И экономическая модель вынуждает их экспортировать игроков. А к чему приводит отток молодых талантов?

Даже в странах, где раньше были достойные чемпионаты, где развивали своих игроков, как в Камеруне, система больше не функционирует должным образом.

В итоге, самый легкий путь – искать игроков, родившихся или выросших за границей. То есть проблема не в иностранных игроках. Они только симптом неспособности африканского футбола развивать свои таланты. Мы вынуждены полагаться на игроков, родившихся за границей, потому что у них лучше подготовка».


В конце концов, дошло до того, что КАН во многом напоминает противостояние сборных легионеров. И в Африке попробовали с этим бороться.

В 2009 году был начат Чемпионат африканских наций. Особенность в том, что там сборные имеют право вызвать в составы только игроков из внутренних первенств.

Но, наверное, ЧАН только стал подтверждением проблем с футболом на континенте. В финале 2022 года сыграли между собой Сенегал и Алжир.

Из их сборных на Кубок Африки вызвали только двух футболистов: Ламина Камара, который сейчас выступает за Метц, и Зинеддина Белаида, продолжающего играть в чемпионате Алжира. Белаид на КАН так и не сыграл.

То есть, из двух команд-финалистов Чемпионата Африки только два футболиста выиграли конкуренцию за то, чтобы попасть в заявку на КАН. И только один смог в итоге на нем сыграть. Да и то уже в статусе игрока зарубежного клуба.

Но есть еще одна проблема. О которой, в частности, говорил Кевин-Принс Боатенг, который на чемпионате мира-2010 за сборную Ганы сыграл против своего брата Жерома из Германии.

«Мне также суждено было играть за Германию. Но я не видел себя там. Я парень, который говорит, что думает. Я далеко не всегда делаю то, что мне говорят тренеры. Мой характер не подходил Германии. Поэтому я решил, что буду играть за Гану и заставлю ее гордиться».


Да, игроки иностранного происхождения очень часто воспринимают страны, откуда родом их семья как запасной вариант. Правда, это проблема не только африканского футбола. У Ямайки, к примеру, тоже хватает таких игроков.

«Никому не нравится быть запасным вариантом. Конечно, есть мысли о том, что они обратили на нас внимание только после того, как они не были приняты в более сильных сборных. Тем более, это неприятно, когда в нашей федерации неоднократно обращались к ним раньше, но постоянно получали отказ.

Но это чувство сожаления есть только до начала матча. Как только они выходят на поле, надевают нашу футболку и играют от души, то я забываю все то, что было раньше».


Это слова Айо Адамса из Нигерии. Его сборная является главным фаворитом на трофей. И ее капитан Уильям Трост-Эконг родился в Нидерландах, где играл за сборные U19 и U20.

Но это не мешает ему быть вожаком «супер орлов» на КАН. Такой вот он, Кубок африканских наций.
Источник: theathletic.com Сергій Лук'яненко
Рейтинг:
(Голосов: 0)

Комментарии 0

Войти
Оставлять комментарии на сайте разрешается только при соблюдении правил.

Букмекер месяца