Вчера 0
Сегодня 0
Завтра 0
Развернуть Свернуть

Замерзшая река, футбольные щитки и консервные банки. История Василия Подопригоры

Ветеран донбасского хоккея рассказал о своем участии в турнире «Золотая шайба» и о том, как играли в хоккей пятьдесят лет назад.
13 ноября 2014г. 10:46
Василий Подопригора со свитером ХК «Донбасс»

Ветеран донбасского хоккея Василий Подопригора рассказал о своем участии во всесоюзном турнире «Золотая шайба», о неотъемлемой роли спорта в его жизни, а также поделился впечатлениями от детско-юношеской спортивной школы хоккейного клуба «Донбасс» в Дружковке.

- Василий Павлович, расскажите нам о всесоюзном турнире «Золотая шайба», в каком году Вы принимали участие в нем?

- Если память мне не изменяет, то это был 1961-й год. Получается, что где-то 54 года назад. На тот момент, во время зимних каникул, мы впервые для Краматорска принимали турнир «Золотая шайба» среди школ нашего города. Точно помню, что участие в турнире принимали 7-я, 14-я и 17-я школы. В городе, на местном стадионе «Прапор», залили игровую площадку, потому что специализированных катков тогда у нас не было.

В то время вообще хоккей в нашем регионе развит не был. Ждали пока речка замерзнет, расчищали снег и играли на ней. Во время проведения турнира экипировки у нас не было, команды были одеты кто в чем. Кто в коньках, кто валенках, кто в ботинках. В командах было по пять человек. Все вратари, например, стояли на воротах в валенках. Площадка у нас получилась где-то 15 на 20, бортики были снеговые, как и ворота – штанги отмечались двумя горками снега.

- Как Вы пробились на московский этап соревнований?

- Отборочный турнир проводился два дня. В Краматорске победителями стали ребята из 7-й школы. Наши соперники превосходили нас по возрасту на год-два, лично я был самым младшим в команде – 9 лет. Конечно, «Золотая шайба» – турнир всесоюзного значения, но в Краматорске первые этапы этих соревнований выглядели именно так. На базе команды-победительницы была сформирована новая команда, которая отправилась на большой турнир в Москву.

Была красивая торжественная часть, на «Сокольниках», где присутствовали известные хоккеисты Александр Рагулин и Виктор Кузькин. Потом были игры. Всего было семь команд, которые разделили на две группы. К сожалению, мы с большим счетом уступили в трех матчах и заняли последнее место. Но нас отдельно отметили, как самую южную команду турнира и наградили новыми клюшками.

Это был очень ценный подарок, так как в те времена мы сами мастерили себе клюшки из палок и алюминиевых труб. Щитки делали из бамбуковых палочек или футбольных щитков, вместо крагов были сталеварские перчатки, а шайбы вырезали из текстолита. Бегали, получали травмы, в общем, тогда дворовой хоккей действительно был спортом для настоящих мужчин.

PC_mid_roll_banner

- Участие в «Золотой шайбе» дало Вам и Вашим друзьям толчок к дальнейшему занятию хоккеем?

- После окончания турнира «Золотая шайба» хоккей в Краматорске совсем пропал. Только года через 3-4 местный спортивный деятель решил провести что-то наподобие того турнира. Зимой заливалась площадка, она также была без условий, без бортиков, там мы мальчишками и играли. Дальше я начал более серьезно заниматься футболом, а к хоккею возвращался только зимой. Точнее сказать, тогда мы играли в хоккей с мячом. Это уже был период где-то 1967-1970 годов.

Потом мы принимали участие в городском первенстве по хоккею с мячом, а если вспоминать самый первый раз, когда я встал на лед, то тогда мне едва исполнилось пять лет. Про те коньки, которые тогда были, вы, наверное, и не слышали никогда. Модель называлась «снегурки», они выделялись загнутым носом и больше подходили для катания по снегу. Потом откуда-то мне привезли «пионерки» – с треугольным наконечником. Мы привязывали все это дело футбольной шнуровкой к сапогам, и так бегали по льду.

- Как к Вашему увлечению хоккеем и спортом в целом относились родители?

- Дома я отдельно отрабатывал кистевые броски. У меня была мукачевская клюшка, я во дворе постоянно бросал по входным воротам, по забору. Из-за меня они все были побитыми, родители и соседи ругались, но зато даже сейчас меня отмечают за мой поставленный кистевой бросок. Видно, хорошая у меня тогда школа была.

В то время о хоккее мы узнавали по телевизору, который был один на весь район. Болели за сборную СССР, я отдельно болел за ЦСКА. Когда наши забивали рев стоял на всю улицу! С того времени у меня сохранилась одна фотография, кстати, фотоаппарат тоже был один на всех.

- Если не брать во внимание экипировку, то, как изменился хоккей с тех времен, когда вы принимали участие в «Золотой шайбе», по сравнению с тем, как играют сегодня?

- Мое мнение, что в те времена было больше коллективизма. То есть игра была более коллективной, а сейчас каждый игрок старается быть мастером. Это касается любого, ребенок это или взрослый. В первую очередь сейчас хоккеист пытается показать себя. А мы старались разыграть красивую комбинацию, для нас главным было – игра в пас, комбинирование, командная игра. Сейчас на пользу индивидуализма в хоккее работает обилие и разнообразие инвентаря, любые клюшки, шайбы, щитки… А в наше время из-за отсутствия качественных снарядов приходилось брать соперника сыгранностью и игрой в пас. Возьмем ту же консервную банку, попробуй ею сейчас нормально сыграть! А мы играли.

- Сейчас Вы продолжаете выходить на лед?

- Конечно! Я даже состою в команде любителей, которую сам и организовал. Называется наш коллектив – «Талисман». Сейчас в Краматорске две аматорских команды – мы и «Автомобилист». У нас исключительно любительская команда, большая часть – бизнесмены. Я как ветеран возглавляю команду. Я рад, что у меня есть такой коллектив, мы тренируемся, участвуем в разных турнирах по Донецкой области. Был Кубок федерации в нашей области, где мы заняли второе место. Вообще, я считаю, что развитие массового спорта определяет результат этого спорта на профессиональном уровне.

Взять, например, эту арену («Альтаир» в Дружковке – прим.). Когда я узнал, что тут, в Дружковке, будут строить хоккейный стадион, то я начал следить и со своей стороны контролировать весь строительный процесс. Дошел до мэра, изучал чертежи, заходил на стройку, общался с рабочими. Приезжал сюда каждый день, невзирая на погоду, потому что за этой ареной будущее. Был я и на открытии. Как и тогда, сейчас могу сказать, что «Альтаир» – это мечта! Благодаря открытию этой арены, благодаря Борису Колесникову хоккей возродился не только на Донбассе, но и во всей Украине.

Хоккей для меня – это святое! Любые дела можно остановить или бросить, а хоккей – нет. Такая у меня жизненная позиция. Даже, когда я работал большим руководителем, я говорил себе, что тренировка есть тренировка, игра есть игра. Если меня пригласили, то я все брошу и побегу играть. За свою жизнь я спорту отдал лет 50, даже больше. Примерно с пяти лет начал заниматься разными видами спорта, а в семь уже записался в детскую футбольную команду, где играл практически до сорока лет.

- Следите ли Вы за украинским хоккеем сейчас?

- Пристально следил, когда «Донбасс» участвовал в КХЛ. Я вместе с женой старался не пропускать ни одного матча на арене «Дружба», каждый раз приезжали на игры в Донецк. Знали всех игроков, есть автографы Дадонова, Кашпара… Это очень хорошая команда. Пусть не все в ней были украинцы, но сейчас присутствие легионеров – это закономерность. Что касается самой арены, то мне всегда было уютно и приятно находиться там. Было комфортно поболеть, потом пойти перекусить, выпить чай. Также мне, как старому болельщику ЦСКА очень импонировал цвет арены – я люблю красный. Кстати, есть у меня свитер армейцев, а теперь будет и именная игровая форма «Донбасса» с любимым десятым номером на спине.

- Как относитесь к тому, что сейчас команда пропускает сезон?

- Печально. Но я понимаю ситуацию. Как можно играть и тренироваться в таких условиях? Спорт должен быть вне политики, она не должна ему вредить, но… Я очень рад, что «Донбасс» позаботился о детях, которые занимались донецких ДЮСШ, клуб построил арену, которая сейчас оказалась запасной, теперь на ней обучается почти 800 детей – это очень здорово, что им оказалось куда перейти. У меня просто радуется сердце, когда я вижу, как эти маленькие ребята тренируются. Сейчас клуб огромное внимание уделяет молодежи. Для меня это мечта жизни!

Если в моем детстве мы ждали пока замерзнет река, потом расчищали ее, и кое-как, кое-чем пытались играть, то сейчас для детей созданы все условия. Есть настоящая площадка с бортами, клюшки, коньки, шайбы. Хочу сказать, что эта арена даже лучше донецкого «Алмаза», на котором мне приходилось бывать. Сейчас я очень жалею, что в моем детстве не было такой арены, не было льда. Помню, когда в 1969 году нам выдали московские коньки «экстра», я с ними спал! Просто клал их под подушку, начищал, натирал… так мы относились к конькам.

- Что бы вы хотели пожелать молодым хоккеистам?

- Хочу сказать ребятам, что за собой нужно следить. Вести здоровый образ жизни, заниматься не только хоккеем, но и знать науки, хорошо учиться в школе. Знания – это главное. Также обязательно хочу передать детям, чтобы они почитали своих родителей. Пожелать, чтобы они были окружены нормальными друзьями и хорошими товарищами, которые бы никогда не оставили их в беде.

Источник: XSPORT
Рейтинг:
(Голосов: 0)

Комментарии 0

Войти
Оставлять комментарии на сайте разрешается только при соблюдении правил.

Рейтинг букмекеров