Сейчас 5
Вчера 1
Сегодня 6
Завтра 2
Развернуть Свернуть

Большие клубы не впервые воюют с UEFA и FIFA. G-14 так и не создала Суперлигу, но одержала победу

Тогдашние заявления серьезно контрастируют с нынешними реалиями
Большие клубы не впервые воюют с UEFA и FIFA. G-14 так и не создала Суперлигу, но одержала победу
Флорентино Перес - главный инициатор создания Суперлиги / Фото - VIA Empresa

Казалось бы, разговоры о Суперлиге в европейском футболе ходили уже очень долго. Но официальная новость о создании турнира все равно шокировала абсолютно всех.

Клубам-основателям грозят исключением из внутренних чемпионатов, а их игрокам – из национальных сборных. Клубы готовятся идти в суд и отстаивать свои права выступать в отдельном, почти закрытом турнире.

Но большие клубы уже не впервые воюют с UEFA и FIFA. Хотя в этот раз масштабы сражений все же выглядят куда большими.

В 2014 году «Реал», «Барселона», «Манчестер Юнайтед», «Ливерпуль», «Интер», «Ювентус», «Милан», «Марсель», ПСЖ, «Бавария», «Боруссия» Д, «Аякс», ПСВ и «Порту» создали организацию под названием Group 14.

Ее суть заключалась в том, чтобы отстаивать права клубов, ведь внимание UEFA и FIFA было сосредоточено на взаимодействии с национальными ассоциациями.

В 2002 году Group 14 была расширена – ее пополнили еще «Арсенал», «Байер», «Лион» и «Валенсия». Но название организация так и не поменяла, ведь хотела продолжить расширение.

В 2003 году генеральный менеджер G-14 Томас Курт, которого удалось переманить из UEFA, дал большое интервью, в котором объяснил суть организации:

«G-14 – это попытка клубов объединить силы для защиты своих интересов. Не надо определять нас по другую сторону баррикад от UEFA и FIFA. Не надо вообще никаких баррикад. Мы хотим сотрудничать.

Дело в том, что структура UEFA и FIFA была учреждена давно, в иной футбольной реальности. Они опираются на национальные федерации и почти не учитывают интересов самих клубов. Вопиющий факт: среди членов исполкома UEFA нет ни одного представителя клубов, главных игроков современного футбольного рынка. Времена изменились, и мы считаем, что UEFA и FIFA должны меняться вместе с ним. Наша цель – добиться участия клубов в принятии решений, напрямую касающихся их деятельности».

Сейчас в исполком UEFA обязательно входят два члена Ассоциации европейских клубов: Андреа Аньелли («Ювентус») и Нассер аль-Хелаифи (ПСЖ). В этом плане клубам удалось одержать победу.

Но едва ли не главной причиной столкновений G-14 и UEFA с FIFA было отсутствие отчислений клубам за подготовку игроков национальных команд. Клубы были недовольны тем, что они остаются без денег, хоть их игроки выступают и на чемпионатах Европы, и на чемпионатах мира. Помимо этого, нередко футболисты травмируются во время матчей за сборные – клуб должен продолжат платить ему зарплату, хоть повреждение и было получено не во время выступлений за тот клуб.

После судов, переговоров и конфликтов продавить желаемое все же удалось – начиная с чемпионата мира-2010 клубы получают выплаты за участие их игроков в матчах сборных, а с 2012 года создан бюджет, который компенсирует финансовые потери клубов из-за травм их футболистов во время международных пауз.

Но была у G-14 еще одна большая цель. Конечно же, это Суперлига. Клубы и тогда хотели зарабатывать самостоятельно и не делиться с UEFA с FIFA:

«Это не бизнес вторгся в большой футбол. Это футбол в процессе своей эволюции вошел в зону бизнеса, как, кстати, и спорт вообще».

Разумные слова от Томаса Курта еще 18 лет назад. А за прошедшее с того времени время футбол и бизнес сроднились еще больше.

Но, что интересно, тогда еще тогда глава G-14, по крайней мере публично, выступал против Суперлиги:

«На вопрос об этом турнире мне приходится отвечать в каждом интервью, и в каждом я говорю: нет, никакой альтернативный Лиге чемпионов турнир не входит в наши планы. На данный момент меня устраивает, как развивается сотрудничество G-14 с UEFA».

При этом, Курт еще тогда напомнил о том, что создание АПЛ тоже когда-то было революционным – клубы решили взять на себя организацию чемпионата, чем раньше занималась национальная федерация.

Но отличие АПЛ от создаваемой Суперлиги в том, что она не является закрыты клубом, она попросту стала элитным дивизионом английского футбола. Суперлига же никого не заменит, а будет существовать параллельно с Лигой чемпионов, конечно, лишив ЛЧ больших игроков, а UEFA, соответственно, прибыли. Не зря ее сравнивают с НБА и НХЛ. Подобные сравнения были и в 2003 году.

Не кажется ли вам, что европейский футбол стремительно сближается идейно с американскими профессиональными лигами вроде НБА и НХЛ, где бизнес уже важнее спорта, как такового?

Нет. На мой взгляд, американская модель закрытых лиг с чисто экономической философией для Европы не подходит и никогда не будет принята. Система ротации команд между лигами, принцип пирамиды, на верхушку которой можно забраться даже с самого низа -- один из базовых принципов европейского футбола.

Еще одна доминатная черта европейского спорта по сравнению с американским – это приоритет спортивных достижений над экономическими.

Кажется, со временем эта доминанта перестала преобладать. По крайней мере, 12 европейских клубов уже выбрали деньги, а не спортивный принцип.

G-14 прекратила свое существование в 2008 году, добившись своих целей, но так и не организовав Суперлигу. На место этой организации пришла Ассоциация Европейских Клубов, насчитывающая 232 клуба-участника.

Но это количество уменьшится. По крайней мере, руководителя организация уже лишилась – Анреа Аньелли стал одним из инициаторов Суперлиги.

Сергей ЛУКЬЯНЕНКО, XSPORT.ua

Рейтинг:
(Голосов: 0)

Комментарии 0

Войти
Оставлять комментарии на сайте разрешается только при соблюдении правил.

Букмекер месяца