Сейчас 3
Вчера 2
Сегодня 20
Завтра 17
Развернуть Свернуть

То, что лучшие атлеты Европы не выступят на Европейских Играх в Баку – позор!

Президент Федерации легкой атлетики Норвегии – о европейских турнирах, Сергее Бубке и предвыборных обещаниях. ЭКСКЛЮЗИВ XSPORT.ua
03 апреля 2015г. 19:15
Свейн Арне Хансен бодро выдержал 40 мин интервью / ФЛАУ

В Киев приехал целый кандидат в президенты. 15 апреля в Словении пройдут выборы президента Европейской Ассоциации легкой атлетики – пост, на который претендуют трое кандидатов: француз Жан Грасиа, финн Анти Пихлаковски и норвежец Свейн Арне Хансен. Вот последний и побывал в столице Украины в середине недели.

Свейн Арне всю жизнь был чиновников и не имеет спортивного прошлого. Но в легкой атлетике персонаж известный. Он 25 лет работал генеральным менеджером знаменитого турнира Бишлетт в Осло, который входил сначала в Золотую, а затем и в Бриллиантовую Лигу, и на котором очень часто бьют мировые рекорды. С 2006 года возглавляет федерацию легкой атлетики Норвегии, а вот сейчас решил пойти на повышение – в президенты Европейской Ассоциации.

Подтекст визита норвежца, которому в мае исполнится 69 лет, явно связан с выборами. Приезд «совпал по времени» с коротким из-за напряженного графика международных визитов пребыванием в Киеве Сергея Бубки, и, по информации источников XSPORT.ua, норвежец сам инициировал приезд.Встреча с Cергеем Бубкой, вице-президентом IAAF, претендующим сейчас на пост Президента организации, прошла за закрытой дверью.  

О чем говорили в офисе НОК Украины на Подоле Хансен и Бубка, скорее всего, в стенах кабинета и останется, но в эксклюзивном интервью XSPORT.ua Свейн Арне рассказал много интересного и о своих взглядах на будущее европейской легкой атлетики, зрителях, спонсорах и выборах IAAF.

Парадное фото с Бубкой. / FLAU

Что Вас привело в Украину, и были ли Вы здесь ранее?

Я приехал к президенту украинской Федерации Игорю Гоцулу и к Сергею Бубке, чтобы обсудить нововведения в системе украинского спорта. Я внимательно прочитал все документы о вашей реформе. В Киеве я был осенью, на конференции, делал доклад. А потом еще была встреча с представителями всех федераций – кажется, почти всех, кроме федерации футбола. Было очень интересно, я рассказывал о системе спорта в Норвегии. Наша система очень отличается от той, которая у вас БЫЛА. Но насколько я понимаю, сейчас Украина движется в том направлении, в котором существуем мы

Что Вы знаете об украинской легкой атлетике?

О, я знаю много и многих. Я даже говорил Вашему министру – не понимаю, зачем вам менять систему, у вас столько успехов в спорте. Это шутя, конечно – я понимаю, зачем менять. Но действительно, у украинской легкой атлетики отличные традиции, славная история и яркие нынешние звезды. Мой хороший друг Сергей Бубка выступал у нас на Bislett Games, которые я организовывал 25 лет. А в этом году к нам приедет вот это малыш, невысокий парень – Богдан Бондаренко (смеется).

Вы считаете, что спортивные результаты, медали являются главным критерием уровня развития спорта в стране? Медали - конечная цель существования спорта?

По медалям оценивают. Я президент Норвежской федерации, Игорь (Гоцул – XSPORT.ua) президент украинской федерации. Нас оценивают по количеству медалей, так же, как и НОК. Но, конечно, главная цель федерации – это не добыть медали, а сделать спорт доступным, открытым для всех, вне зависимости от пола, возраста и других факторов. Золотая медаль важна не ради нее самой. Она важна потому, что привлекает внимание, о ней пишут в газеты, говорят на телевидении. И кто-то, услышав или прочитав, подумает «Он смог – почему я не могу?», и откроет в себе новый талант. Вот для чего нужны медали и чемпионы – чтобы привлечь людей в спорт, открыть новые таланты.

Чемпионат Европы в Цюрихе (женская эстафета 4х400, медаль УКРАИНЫ). На финал собиралось довольно много народу - но Хансен остался разочарован.

Ситуация в европейской легкой атлетике выглядит очень неплохо. Много соревнований, много звезд, чемпионаты Европы проходят один раз не в четыре, а в два года – больше возможностей завоевать медаль. Что и зачем нужно менять?

Я считаю, что основная задача – достучаться до молодого поколения. За молодежь сейчас идет серьезная борьба между видами спорта. Дело в том, что если нет современной инфраструктуры, в спорт никто идти не будет. Поэтому я ставлю перед собой задачу сделать что-то подобное тому, что получилось в Норвегии. Когда я возглавил федерацию, в стране был только один легкоатлетический манеж – сейчас открываем десятый. Открытых стадионов с синтетической дорожкой у нас было около 100 – сейчас открываем 146ой и 147ой. Туда идет молодежь. У нас сейчас проблема в том, что в клубах вынуждены отказывать многим детям – просто нет мест в спортшколах. Вот в этом цель – сделать легкую атлетику боле популярной. Конечно, это касается и людей старшего возраста, и беговых соревнований. Не могу сказать, что у нас с ума сходят по бегу, но любителей довольно много.

Спорт должен быть доступным каждому – и молодым, и людям постарше. Но государство и муниципалитеты не заинтересуешь строить инфраструктуру для пенсионеров – а для молодых заинтересуешь.

Я также считаю, что легкой атлетике нужно больше соревнований. Спортсмены могут тренироваться бесконечно, но нужно выступать. Больше соревнований, таких, например, как чемпионат Европы по полумарафону, которого сейчас нет – это больше медалей, больше медиа, больше внимания к спорту.

Нужна ли серия зимних соревнований по образцу Бриллиантовой Лиги?

Нужна – но нам нужны соревнования для европейских атлетов. Мы не обязаны давать практику и финансировать спортсменов из Африки или других континентов. Нам нужна серия для европейцев. Есть смысл организовать серию из 6-8 стартов с общим призовым фондом. Но для этого нужны организаторы турниров, которые будут гореть своей работой, понимая, что не получат прибыли.

Каково Ваше видение ситуации с последними допинговыми скандалами?

Необходимо вернуть доверие людей к легкой атлетике. Никакая федерация не сможет организовать систему спорта, если люди не верят, если родители не приведут детей в секции. Они должны быть уверены, что отдают детей в чистый спорт.

Европейская федерация не имеет полномочий в вопросах допинга – мы никого не дисквалифицируем, это полномочия IAAF, ВАДА и национальных федераций. Что мы можем сделать – это усилить образование молодых спортсменов и ввести лицензии. Если хочешь участвовать в чемпионатах Европы – юношеском, юниорском, молодежном – должен получить лицензию. А для этого надо пройти образовательную программу при национальной федерации. Каждого атлета проконтролировать невозможно – но, по крайней мере, они должны знать о возможных последствиях.

На Европейских Играх в 2015 году в Баку легкая атлетика будет представлена не топ-спортсменами, а только командным чемпионатом Европы в 3 лиге. Как Вы оцениваете эту ситуацию?

То, что лучшие атлеты Европы не выступят на Играх в Баку – это позор и просто-напросто упущенная возможность выступить на хорошем уровне. Европейские Игры – большое событие, их будут показывать по всему миру. Легкая атлетика должна была быть представлена значительно лучше. Очень жаль, что такой шанс потерян.

Ох уж эти предвыборные поездочки... Слева направо Хансен, Пихлаковски, Грасиа. Претенденты на пост президента ЕАА / european-athletics.org

С недавнего времени чемпионаты Европы проводятся раз в два года, а не раз в четыре года, как раньше. В частности, Европа проводится в Олимпийское лето. Не кажется ли Вам, что это уменьшает статус чемпионата Европы – ведь многие атлеты из числа элиты отдают предпочтение подготовке к Играм?

Не вижу проблемы. Я президент национальной федерации – и все мои ведущие спортсмены едут на чемпионат Европы. Не едешь на Европы – можешь забыть про Игры! Да, некоторые говорят о подготовке – но к чему они готовятся? У спортсмена должно быть как минимум два основных старта в сезоне, и один из них – чемпионат Европы. В 2012 году на норвежском ТВ рейтинги чемпионата Европы были выше, чем у легкоатлетического турнира в Лондоне! Почему? Да потому, что у нас было 40 человек в команде, три медали!

Да, британцы не хотели везти на чемпионат Европы-2012 лучших спортсменов, чтобы они готовились к Играм. Но знаете – проигрывают от этого только те спортсмены, которые не едут. О них никто не вспоминает. А те, кто едут, выступают и выигрывают медали, о ком пишут в прессе – они в выигрыше.

Что скажете о посещаемости чемпионатов Европы? Достаточно ли людей на трибунах?

Я скажу, что был очень разочарован количеством зрителей на чемпионате Европы в Цюрихе. У всех было разочарование. Но в Праге на зимнем чемпионате европейская атлетика отвоевала позиции! Там каждый день были заполненные трибуны. Это важно, конечно. Если люди смотрят трансляцию по телевизору и видят пустые трибуны, они думают «Никто не пришел на стадион – чего я буду это смотреть, наверное, ерунда какая-то».

Но вот я не был в Брауншвайге на командном чемпионате Европы – говорят, там тоже было много народу. А вообще такие командные чемпионаты я считаю очень важными. Вот, например, в Норвегии выступить на Бриллиантовой Лиге имеют шанс от силы 8 спортсменов из сорока в сборной. Остальные выступают разве что на местных турнирах в Норвегии, Швеции, Финляндии. Поэтому для многих спортсменов командные чемпионаты Европы – единственная возможность выступить на высоком уровне.

Не менее важен и командный дух, который как нельзя лучше формируется именно на таких соревнованиях. Неспроста же в мире командные виды спорта приобрели такую бешеную популярность – футбол, хоккей, баскетбол,волейбол…

Я очень люблю командный чемпионат Европы, и у меня есть много идей, как его можно усовершенствовать. В частности, не очень справедливо, когда приходится 12 человек разбивать на два забега.

Во многих европейских странах существует проблема «однобокости» легкой атлетики. Страна специализируется в нескольких ведущих дисциплинах, а другие совсем не развиты. Та же Норвегия хороша в мужском копье, но на длинных бегах почти нет представительства. Испанцы – неплохо бегают на средние дистанции, но беда в метаниях… Есть ли смысл пробовать скрещивать спортивные традиции разных держав, обменяться опытом, чтобы страны могли «подтянуть» свои слабые виды?

Что нужно сейчас всей европейской легкой атлетике – это усилить средние и длинные дистанции. Шест, копье, прыжки – эти виды развиваются хорошо, но вряд ли вы будете отрицать, что самая горячая атмосфера на стадионах именно во время длинных бегов. Вспомните, что творилось в Лондоне, когда бежал Мо Фара!

Первое, что бы я сделал, если бы стал президентом EA – организовал бы 9-месячный тренировочный кэмп в Испании для бегунов из разных стран Европы. Мы должны найти таланты в Европе. Наверняка, в каждой стране они есть, но им нужно дать возможность развиваться. Нужно их финансировать, предоставить им хороших тренеров. Европе нужны харизматические личности. Они стали бы примером для других легкоатлетов в своей стране, да и в Европе в целом. Если мы хотим, чтобы легкая атлетика оставалась такой же популярной у нас на континенте, очень важно иметь в Европе сильных бегунов на средние и длинные дистанции, особенно среди мужчин.

Самое показательное фото следующих 5 месяцев - да соперника на высший легкоатлетический пост, Кое и Бубка / фото АР

Считаете ли вы символичным тот факт, что выборы президента IAAF и президента EA проводятся в одном и том же году, и что это может дать европейской и мировой легкой атлетике?

Да, это очень символично, и происходит такое всего второй раз в истории. В первый раз это было в 1999 году, когда были выбраны нынешние президенты – в Европы Ханс Йорг Вирц, в IAAF – Ламин Диак. На данный момент – подчеркиваю, на данный момент! – есть два претендента на этот пост – Сергей Бубка и Себ Коэ. Оба блестящие атлеты, администраторы. Но для меня самое важное то, что оба они из Европы. Важно, что они понимают ситуацию в Европе, и знают, что есть очень много стран, которые нуждаются в поддержке. Украина – на довольно высоком уровне, Норвегия – на среднем. Но ведь есть такие страны, где нет даже нормального легкоатлетического стадиона.

Хочется, чтобы в IAAF понимали, что Европа – это все-таки родина легкой атлетики, ее сердце. Тут проходят все важнейшие соревнования, тут самый большой зрительский интерес, тут организовывается большинство ТВ-трансляций, проходят различные встречи и конгрессы, тут находится большинство спонсоров. Нужно понять, что Европой нельзя пренебрегать, как это было раньше, ей нужно тоже помогать.

Если говорить о двух европейцах-кандидатах на пост президента IAAF – будете ли вы в случае избрания вас президентом EA поддерживать кого-то одного из них?

- Есди я буду избран президентом Европейской ассоциации, мой главный меседж по поводу выборов в IAAF будет таким – это очень важный выбор для каждой отдельной национальной федерации. Я планирую организовать встречу со всеми кандидатами – на сегодняшний день их двое. Что касается меня, то моя позиция будет абсолютно нейтральной, потому что это будет выбор только национальных федераций. Они должны сделать свой собственный выбор без консультаций с президентом Европейской ассоциации.

Как думаете, хорошо это или нет, если президентом IAAF станет экс-легкоатлет?

Это непростой вопрос. Я, например, не являюсь экс-атлетом, я организатор. Я умею мотивировать людей, быть лидером. Быть экс-атлетом – требование необязательное, но это, конечно же, только плюс. Ведь Бубка и Коэ варились в этом, и знают, чего это стоит - добиться вершин в спорте.

Проблема привлечения денег в легкую атлетику: как вы намерены ее решать в случае избрания вас президентом EA?

Проблема Европейской легкоатлетической ассоциации в том, что у нас нет правительственной поддержки. В Украине есть государственное финансирование, в Норвегии тоже есть – непрямое, но оно существует. Европейская атлетика вынуждена искать деньги на рынке. Я недоволен нынешними поступлениями – думаю, они могли быть выше. Можно привлечь новых спонсоров за счет организации новых соревнований – например, чемпионата Европы по полумарафону, городские соревнования. Может быть, придется даже изобретать новые старты. Но что я точно знаю – спонсоры хотят вкладывать деньги в молодежь и в молодежные программы развития. Элитные атлеты разберутся сами, а нам нужно работать в молодежном направлении, привлекать молодых.

Промо-ролик Bislett Games, одного из самых старых и уважаемых турниров в Европе - а значит, и во всем мире

В чем секрет успеха Bislett Games?

Традиции. Тяжелая работа. И привлечение волонтеров. На этом турнире работают сотни волонтеров, которые за свою работу не получают ни цента. Зато они могут себя почувствовать частью праздника легкой атлетики, дотронуться и поговорить со своими кумирами. Благодаря этим составляющим у нас на турнире всегда потрясающая атмосфера, и люди хотят приходить на стадион еще и еще. У нас уже есть отличная репутация, поэтому мы в рекламе не нуждаемся. Но когда люди еще и знают, что на турнире будут выступать суперзвезды легкой атлетики, то аншлаг на трибунах обеспечен.
Рейтинг:
(Голосов: 0)

Комментарии 0

Войти
Оставлять комментарии на сайте разрешается только при соблюдении правил.

Букмекер месяца